Аштанга йога картинки
Все о сериях Аштанга виньясы йоги: особенности, фото и видеоролики
Асаны Аштанга йоги формируют целостный последовательный порядок по характеру влияния их на организм, разделенный на 3 серии. Третья делится еще на четыре.
Последовательности: что это?
Первая серия имеет наименование «йога чикитса», что означает «йога исцеления от болезней». Она предназначена для новичков и включает в себя базовые асаны, позволяющие излечить тело и организм.
Важно! Переход от одного цикла к другому может совершаться исключительно после того, как полностью освоена предыдущая серия, иначе организму грозит истощение. А вместо большого количества энергии и крепкого здоровья можно получить травмы, плохое настроение и самочувствие.
Большинство практиков первой серии со временем замечают, что снижается вес, настроение и самочувствие становятся гораздо лучше, исправно работают органы желудочно-кишечного тракта. Большинство поз обладают стимулирующим действием, благотворно влияют на циркуляцию крови, что приводит к устранению токсинов.
Вторая серия носит название «надишодхана», что значит «очищение энергетических каналов». Она способствует излечению нервной системы.
Обе являются базовыми. Тот, кто смог их освоить, получает гармоничную жизнь, устойчивую нервную систему и эмоциональный фон, а также крепкое здоровье.
Третья и последующие циклы (в общем числе их пять, но по определенным данным – шесть) считаются самыми сложными, для перехода к их выполнению требуется овладение предыдущими сериями. На это могут понадобиться годы.
Общая структура
- Исходное положение каждой серии – Сурья-Намаскара А и В. Эта техника прекрасно разогревает и пробуждает организм. Чаще всего практикуют пять первых и от трех до пяти вторых. Это зависит от общего самочувствия.
- Позы в положении стоя. Присутствуют везде. Они считаются основами всего, что выполняется дальше, поэтому нельзя их игнорировать.
- Позы в сидячем положении. Эта часть подвергается изменениям в каждом комплексе.
- Перевернутые позы являются завершающими. Первой стоит выполнить Саламба Сарвангасану.
Справка! Во всех циклах упражнения имеют определенный порядок, в котором предыдущая асана становится подготовкой к следующей. Из-за этого нельзя пропускать их или менять местами. Если не получается выполнить сложный вариант позы, то можно сделать упрощенный.
Серии Аштанга йоги оказывают благоприятное действие на тело и разум только тогда, когда они выполняются в правильной очередности, без каких-либо изменений.
Асаны в картинках
Сурья Намаскара A и B
Первая серия. Йога Чикитса
Вторая серия. Нади Шодхана
Третья серия
Четвертая серия
Видео
Аштанга виньяса йога для начинающих:
Еще урок для начинающих:
Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Мантры
Тренировка начинается с мантры – выражения благодарности преподавателям йоги. Они помогают настроиться на выполнение упражнений, отблагодарить учителей и мир в целом. Произносить нужно на санскрите, повторяя за наставником или самостоятельно.
Открывающая мантра: om
vande gurunam caranaravinde
sandarsita-svatma-sukhavabodhe
nihsreyase jangalikayamane
samsara-halahala-moha-santyai
abahu-purusakaram sankha-cakrasi-dharinam
sahasra-sirasam svetam pranamami patanjalim
om
Она переводится следующим образом:
“Ом.
Я припадаю к лотосовым стопам учителей,
Открывших [мне] об атмане (душе) благое знание.
Достигшие высшего блага, подобно лесным целителям,
Обезвреживающие смертельный яд иллюзий
Сансарного (мирского) существования.
от плеч в форме человека,
Держащему в руках морскую раковину,
Метательный диск и меч,
Тысячеглавому и просветленному
Патанджали я поклоняюсь.
Ом.”
Закрывающая мантра: om svasti prajabhyah paripalayantam
nyayena margena mahim mahisah
go-brahmanebhyah subham astu nityam
lokah samastah sukhino bhavantu
om santih santih santih
Перевод:
“Пусть добро защищает и направляет поколения.
Пусть правители правят по справедливости.
Да пребудут коровы, брахманы и люди
в нескончаемом благополучии.
Пусть дожди приходят вовремя,
Пусть земля родит в изобилии.
Да минуют эту страну потрясения,
И пусть знающие правду будут свободны от страха.
Пусть обретут сыновей те, у кого их нет,
Пусть обзаведутся внуками сыновья.
Пусть разбогатеют те, кто беден.
Пусть живет человек сто лет.
Ом, мир, мир, мир.”
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Инвентарь
Занятия асанами будут намного приятнее, полезнее и эффективнее, если иметь хороший инвентарь:
- коврик для йоги — для безопасного выполнения асан;
- болстеры и валики — для обеспечения комфорта тела при выполнении упражнений;
- одежда для йоги — комфорт и эстетика также важны для регулярных занятий.
Где купить
Качественный инвентарь на любой вкус можно приобрести в следующих онлайн-магазинах:
Что такое аштанга йога?
По сути, все виды йоги можно обозначить общим термином – хатха йога, совокупность физических упражнений. Отдельные виды/школы йоги отличаются тем, что внимание уделяется отдельным акцентам во время практики и авторством методики.
Аштанга йога – одна из самых известных систем йоги, которая была впервые описана мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах» и вошла в традиционную индийскую философию.
«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая», то есть система состоит из 8 ступеней. Первые четыре ступени этой системы условно называют «йогой начального раздела», и предназначены они для развития способности человека управлять своим телом и чувствами. Для «обычного человека», не стремящегося к самадхи – высшей цели, следование первым 4-м ступеням достаточно и необходимо для гармоничной жизни и понимания себя и окружающего мира.
Аштанга йога: восемь ступеней
1. Яма
Яма – основные регулирующие принципы жизнедеятельности каждого человека.
В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 основных принципов ямы:
Ненасилие (ахимса) – по отношению к себе и другим людям, а также окружающему живому миру. Подразумевается не только физическое ненасилие, но и ментальное (мысленное и словесное). Данный принцип зачастую воспринимают радикально (полный отказ от животной пищи, отказ от выполнения обязанностей, связанных с причинением вреда живому и так далее).
Но во всем должна быть мера – если по состоянию здоровья вы действительно нуждаетесь в продуктах животного происхождения, то нужно слушать свой организм. Первоначально, возможно, не удастся наблюдать полную ахимсу. Тем не менее, нужно просто постоянно держать в уме определение ахимсы и пытаться следовать ему.
Правдивость (сатья) – в отношении не только других людей, но и себя. Речь также идет о корректном и однозначном выражением собственных мыслей (не допускать двусмыслия).
Честность (астея) – запрет воровства или желания присвоить чужое. Практикуя данный принцип, человек достигнет спокойствия ума, когда знает, что ему принадлежит лишь то, что ему положено.
Половое воздержание (брахмачарья) – контроль похоти, сохранение целомудрия до брака и нераспущенность в брачных отношениях. Принцип предполагает отсутствие даже мысленного вожделения в отношении лиц противоположного пола, кроме как своего спутника (мужа, жены).
Человек должен контролировать желания, а не находиться в их власти. Как только желания начинают править разумом, человек теряет свободу.
Нестяжательство (апариграха) – непривязанность к материальным благам, ненакопительство (хранение вещей, которые нам не требуются).
Данный принцип также касается пищи: мы должны есть, чтобы удовлетворить голод и жить полноценной жизнью. Но даже когда голод удовлетворен, иногда мы склонны есть больше, только потому, что нам нравится вкус. Когда мы потребляем избыток пищи, это вредно воздействует на организм. Пища не переваривается хорошо, что ведет к возникновению заболеваний.
В других источниках, в частности, в Хатха-йоге-прадипике (текст о хатха-йоге, предположительная дата 15 век н.э.) добавляются дополнительные, но не менее важные принципы:
прощение, милосердие (кшама);
стойкость, мужество (дхрити);
сострадание (дайя) – это не реакция на ситуацию, а действие: физическая помощь либо словесное утешение;
смирение (аарьяв) – работа с собственным эго;
умеренный аппетит (мтахара) – ограничение пищи и соблюдение необходимой организму диеты в надлежащее время.
2. Нияма
Нияма — предписанные обязанности человека, правила образа жизни отдельного индивидуума.
В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 правил:
Чистота (шауча)- подобно ахимсе, эта чистота также является физической, словесной и умственной.
Физическая чистота предполагает внутренние очистительные процедуры (шуддхи-крийя, будут рассмотрены в отдельной статье), а также внешнюю чистоту – опрятность внешнего вида тела и одежды.
Словесная чистота предполагает ограничение болтливости, говорить тогда, когда это действительно нужно.
Умственная чистота достигается избавлением от ненужных мыслей и блужданий ума.
Удовлетворенность настоящим (сантоша). Это состояние ума, а не реакция на любое внешнее событие, инцидент. Следовательно, состояние удовлетворённости может контролироваться умом и оно независимо от внешних обстоятельств.
На самом деле источник счастья находится в этом состоянии ума. И главная причина страданий — в Тришне (жажда). Тот, кто постоянно учится довольствоваться настоящим, освобождается от жажды и обретает счастье.
Выносливость, самодисциплина (тапас). Преодолевать трудности с достоинством – это тапас. Изучая йогу или практикуя её, вы можете столкнуться с физическими трудностями в асанах или пранаямах либо со сложностями следования принципам.
Такие трудности и сложности (от слов «труд» и «ложь», обратите внимание) нужно спокойно или с радостью принимать и продолжить учебу. Это тапас.
Самообучение (свадхьяя), изучение духовной и светской литературы. Также включает в себя джапу (повторение святых имён Господа).
Принятие Бога и вера в божественную силу, которая находится вне нашего воображения (ишвара-пранидхана).
В других источниках добавляются следующие правила:
твердая вера (астикья);
благотворительность (дана). Пожертвование должно происходить от сердца, самостоятельно, с любовью и уважением.
постоянное изучение священных текстов (сиддханта-шравана);
развитие духовного «интеллекта» (мати);
контроль стыда (лайджа). Уметь различать и стыдиться плохих и не стыдиться нормальных вещей.
Практически все, кто начинает практиковать упражнения аштанга йоги без глубокого осознания цели, задаются вопросом, обязательно ли соблюдать яму и нияму? Разве нельзя практиковать только асаны и/или пранаяму? Ответ прост – если не практиковать яму и нияму, то вы не достигнете тех же результатов, каких можете достичь практикуя все 4 ступени в совокупности.
Кроме того, указанные принципы на самом деле являются не ограничениями, а свободой от ограничений. Йога начинается со свободы от ограничений.
Яма прямо говорит о том, как человек должен вести себя в обществе, а Нияма дает руководство по отношению к индивидууму. В ступенях Яма-принципы идут первыми, это указывает на то, что йога сначала рассматривает общество, а затем человека.
В первоисточниках описания ямы и ниямы сделаны очень тщательно, чтобы привести путника к самадхи. Однако для нас, простых людей, цель занятий йогой — не самадхи, а жить счастливо и с удовлетворенностью. И, если мы попытаемся следовать, например, принципу ахимсы, как это понимается в текстах, то это может оказаться невозможным для нас в современном мире.
Поэтому мы должны попытаться следовать описанным принципам и правилам, гибко подстраивая их под себя, главное – идти по данному пути, иметь намерение. Опыт показывает, что по мере продолжения изучения йоги возрастает тенденция следовать Яме и Нияме. В любом путешествии необходимо знать о пункте назначения и следовать в этом направлении. Время, затраченное на путь, может быть разным для всех, но, как известно, путь осилит идущий.
3. Асана
Асана – это поза йоги, предполагающая определенное положение тела.
В Хатха-йоге Прадипике говорится, что «Асаной можно достичь здорового здоровья, стабильности, легкости тела и разума».
Выделяют четыре уровня прогрессии в практике той или иной асаны. По достижении четвертого уровня считается, что вы овладели асаной.
уровень. Асана предполагает устойчивое положение, тело удерживает определенную позу в течение длительного времени, одновременно обеспечивая устойчивость всех мышц, растянутых или расслабленных. На этом этапе для стабилизации тела в практикуемой позе вам требуется приложить усилия.
уровень. Как только стабильность асаны будет достигнута в течение определенного периода времени, на следующем уровне будет чувствоваться комфорт в занятом положении. Нужно уметь поддерживать асану и чувствовать себя легко.
уровень. Теперь нужно стараться постепенно расслаблять мышцы в занятой позе, с практикой расслабления можно добиться большей стабильности и комфорта в положении. Когда тело расслаблено, ум также становится спокойным и расслабленным, и вы сможете фокусироваться, а не отвлекаться на физические ощущения.
уровень. Ум может легко фокусироваться на предмете медитации, это говорит о более высоком уровне опыта практики асаны.
В идеале, считается, что если вы можете удерживать асану в течение трех часов без дискомфорта, то это говорит о мастерстве на физическом уровне. Если вы можете сосредоточить ум на одном объекте во время указанной продолжительности практики, тогда вы владеете также ментальным (или умственным) уровнем.
Естественное состояние тела и ума — это расслабленное состояние. Регулярной практикой асан такое расслабленное состояние достигается без усилий. Эффект от такой практики асан вы сможете увидеть и в повседневной жизни: тело и ум станут более эффективными, выносливыми, повысится иммунитет, вы сможете легко и осознанно контролировать эмоции.
Виды и полное пошаговое руководство практики асан аштанга йоги подробно описаны в соответствующем разделе нашего сайта (позы йоги).
4. Пранаяма
Пранаяма – это контролируемое дыхательное упражнение.
Практикуя пранаяму регулярно, можно научиться управлять ритмами пранической энергии и достигать здорового тела и разума. Патанджали в «Йога-сутрах» упоминает о пранаяме как о достижении высших состояний осознания, и уточняет, что дыхание является важной практикой достижения Самадхи.
5. Пратьяхара
Пратьяхара – это сознательное отвлечение чувств от объекта мысли.
Целью данной ступени является повышение силы разума путем психической подготовки. Практическим примером пратьяхары условно можно назвать состояние, требуемое для успешной практики Шавасаны (поза мертвеца).
Первый этап Шавасаны предполагает физическую релаксацию. На этом этапе тело сначала занимает комфортное положение, мышцы постепенно расслабляются, замедляется дыхание и, наконец, тело полностью обмякает.
На втором этапе Шавасаны вы «выходите» из внешнего мира, не теряя при этом полного контакта с ним. Это опыт пратьяхары. Большинству из нас может быть знакомо это состояние: когда вы в нем, можете почувствовать, что находитесь на дне колодца. Вы осознаете звуки вокруг, но они не создают никаких помех телу и разуму. Это состояние нереагирования.
Патанджали в «Йога-Сутрах» писал, что последние три ступени аштанга-йоги, которые описаны ниже, в совокупности называются «Саньям» (контроль) и их следует рассматривать вместе. Кроме того, между указанными ступенями нет четкой границы. По достижении определенного прогресса на одной из ступеней, вы автоматически продвигаетесь и на следующих ступенях. Три этапа смешиваются друг с другом так же легко, как цвета смешиваются на холсте художника.
6. Дхарана
Дхарана – концентрация ума в определенных границах.
Подразумевается фиксация ума на сущности определенного объекта либо мысли. Интересно отметить, что самая высокая ступень психической концентрации, зафиксированная и описываемая современными психологами, более или менее похожа на описание Дхараны, то есть первичной стадии концентрации, по описанию Патанджали.
Регулярная практика дхараны усиливает практику йоги, улучшая способность практикующего оставаться сосредоточенным, сохранять спокойствие.
Прогрессивная практика дхараны ведет к дхьяне.
7. Дхьяна
Дхьяна – это состояние полной, глубокой концентрации, или медитация.
Это достижение полного контроля над разумом. Медитация воспринимает сознание вне сознательных, подсознательных и бессознательных состояний и ведет к сверхсознанию.
Дхьяна опирается на практику асаны, пранаямы, пратьяхары и дхараны. И все эти ступени в совокупности приводят к полному отчуждению ума от мирских привязанностей и более глубокому пониманию предмета медитации. На заключительном этапе йог больше не рассматривает это как практику медитации, поскольку он настолько погружен в медитативный акт, что больше не может отделять себя от него.
8. Самадхи
Самадхи – итоговая цель практики йоги и конечное состояние бытия ума, это просветление и предварительное состояние нирваны.
Причем этот результат можно представить скорее как ряд этапов, которые разворачиваются в прогрессии. Самадхи могут испытать не только йоги-отшельники, проживающие в пещерах Индии. Большинство медитирующих, которые практикуют регулярно в течение часа или двух каждый день, могут достичь первого этапа самадхи (углубленная практика дхьяны) в течение нескольких лет, если им дается надлежащее обучение.
Таким образом, дхарана (концентрация разума на объекте медитации во время медитативной практики) в конечном итоге превращается в дхьяну (сравнительно легкий поток сознания от ума к объекту), а дхьяна развивается в самадхи. Самадхи начинается тогда, когда отношения между умом и объектом углубляются до такой степени, что сознание концентрируется, а осознание объекта доминирует над умом.
Здоровье и йога
Аштанга виньяса йога – один из наиболее распространённых современных стилей практики не только в саомой Индии, но и в западных странах.
Асаны аштанга йоги и составленные из них фиксированные последовательности практики предоставляют вызов для любого уровня тренированности.
Несмотря на высокий уровень требований базовой последовательности, в аштанга виньяса йоге существует также большое количество облегчённых и подводящих асан, которые постепенно готовят тело и ум практикующего к освоению более сложных элементов.
В данной статье представлены наиболее распространённые асаны аштанга йоги.
Данная информация является сугубо ознакомительной и ни в коем случае не может расцениваться как руководство к самостоятельному освоению. Ввиду высокой травмоопасности некоторых асан аштанга йоги, осваивать данное направление (как впрочем, и любое другое) настоятельно рекомендуется под пристальным руководством компетентного человека, имеющего хороший багаж опыта личной практики.
Любая фиксированная последовательность асан аштанга йоги начинается с динамического комплекса « Сурья Намаскар » (приветствие Солнцу).
Данный комплект асан может практиковаться и отдельно, но как составной элемент выполнения длинных связок асан, служит хорошим методом прогревания тканей физического тела и «разгона дыхания» для последующей практики.
Наибольшее распространение получили комплексы:
• Surya Namaskara A
• и Surya Namaskara B
Дальнейшая практика включает в себя базовую последовательность асан аштанга йоги,
первую серию (Yoga Chikitsa, или йога-терапию)
и завершающую последовательность асан аштанга йоги
Все асаны аштанга йоги на данной ступени выглядят следующим образом
В аштанга виньяса йоге практикующему рекомендуется качественное и последовательное освоение фиксированных комплексов. По мере роста уровня тренированности, в практику вводятся новые связки из асан аштанга йоги:
• промежуточная последовательность (нади шодхана)
• «продвинутая серия» (стхира бхага)
Выполнение описанных выше тренировочных последовательностей в зависимости от уровня практикующего может занимать несколько часов.
С целью сделать практику аштанга виньяса йоги более адаптированной для современного темпа жизни, опытным мастером Дэвидом Свенсоном были разработаны сокращённые последовательности асан аштанга йоги.
В завершении данного поста Вашему вниманию предлагаются демонстрационные видео асан аштанга йоги и последовательностей различного уровня практики.
Аштанга-виньяса-йога: то, что необходимо знать новичку (серии), часть 1
Главная » Здоровье » Организм » Аштанга йога для начинающих, серии, азы практики
Уникальная и многогранная методика саморазвития, меняющая человека на всех уровнях бытия – это Йога, а одна из ее ветвей – Аштанга-виньяса по достоинству признана самой мощной, сметающей все преграды на пути человека к лучшему себе. Как она работает, в чем ее отличие от других стилей и какие тонкости необходимо знать начинающему йогину рассмотрим в этой статье.
Мужчина практикует Аштанга виньяса йогу
Традиция и Парампара
Первое, что отличает Аштанга-йогу от других стилей – это строгое следование традиции:
- Практика шесть раз в неделю: «аштангист» практикует каждый день, с одним перерывом в неделю на выходной, при чем желательно, чтобы день был выбран единожды и без крайней надобности не менялся. Время практики также рекомендуется выбрать стабильное – ум привыкнет, график дня подстроится и занятие будет даваться намного легче, да и тело адаптируется быстрее. Идеальное время – раннее утро перед рабочим днем.
- Фиксированная последовательность асан: в Аштанга-йоге шесть последовательностей
- Йога-Чикитса (йога-терапия) – предназначена для восстановления тела и возвращения ему природной гибкости, силы и здоровья. В среднем на ее освоение дается пять лет, хотя если занятия йогой начались в юности, то можно пройти и за более короткий срок. Упор в асанах сидя дается на глубокое вытяжение задней поверхности всего тела.
- Нади Шодхана (чистка энергетических каналов) – работает с глубокими прогибами, снимая усталость и даря неимоверный приток новых сил, очищает тонкие уровни структуры человека. Большинство обычных практикующих дальше нее не заходят, так как она сама по себе достаточно сложна в освоении.
- Стхира Бхага А, В, С, D (наращивание Силы и достижение гармонии) – четыре серии, имеющих одно название, прорабатывают самые глубокие зоны тела и психики человека. Ее рекомендуют практиковать только тем, кто решил на всю жизнь связать свою жизнь с йогой – преподавателям.
- Каждое занятие начинается с Сурьи Намаскар, далее идет обязательный для всех уровней блок асан стоя, затем идет текущая последовательность и в конце также обязательный блок перевернутых асан с Шавасаной (поза расслабления) в конце.
- Занятие проходят в двух видах: традиционный Майсор-класс (личная практика в группе, йогин предоставлен сам себе и полностью отвечает за свой прогресс) и Лэд-класс (занятие под счет учителя)
Особое внимание уделяется Парампаре — «непрерывной цепи преемственности» от Учителя к ученику. Это значит, что рекомендовано обучаться Аштанга-йоге у авторизованного преподавателя, который прошел аттестацию и получил соответствующий документ именно в Майсоре – святая святых аштангистов, город в Индии, в котором зародился этот стиль. На данный момент по всей Земле существует не более 800 авторизованных преподавателей этого мощного стиля, из них не более 80 авторизованы по Второй Серии. Это говорит о тщательном отборе компетентных учителей и жестким правилам отбора, что дает большой плюс этой системе йоги.
На данный момент (2017 год) традицию Аштанга-йоги несет Шарат Рангасвами Джойс, внук Шри К. Паттабхи Джойса, первого Учителя этого динамического стиля. При этом Гуруджи (так с любовью называют Паттабхи Джойса ученики) не является основоположником этой системы, он только систематизировал знания, полученные от самого великого йога 20 века – Шри Тирумалая Кришнамачарьи, который в свою очередь почерпнул знания из древнейшей священной книги «Йога Корунта».
В чем отличие Аштанга-виньясы от других течений йоги?
Что еще отличает Аштанга-йогу от других направлений Хатха-йоги, так это виньяса: принцип соединения движения тела с дыханием. Виньясы предназначены для соединения асан (поз тела) в единый непрерывный поток: тело перетекает из одного положения в другое, асаны как бусины нанизываются на единую нить дыхания. Аштанга- это динамика: позы по мере освоения удерживаются всего пять циклов дыханий, только в перевернутых асанах это время удваивается или утраивается (в зависимости от позы).
Еще одна особенность этого стиля заключается в том, что не практика подстраивается под человека (как, например, в йоге Айенгара), а наоборот человек всеми силами пытается дотянуться до необходимого уровня, тренируя таким образом выдержку, целеустремленность и силу воли, что приводит к добровольному самоограничению и наращиванию силы Духа.
Также в Аштанга-виньяса-йоге основополагающей является Тристхана, как ключ к обузданию ума и чувств и применение бандх – замков тела для направления потоков энергии внутри тела в необходимые участки.
Девушка выполняет йога-асану, на морском побережье
Тристхана – стержень Аштанга-йоги
Сочетание в единое целое и контроль над дыханием, положением тела и направлением взгляда называют Тристханой. Когда практикующий йогу сосредоточен на этих трех объектах, он достигает состояния медитации в движении.
- Дыхание Уджджайи (дыхание победителя): при выдохе голосовая щель незначительно прикрывается и проходящий сквозь нее воздух слегка слышим (на детской йоге очень просто объясняют: так дышит Дарт Вейдер из «Звездных войн»). Такой тип дыхания отлично обогащает клетки кислородом за счет более глубокого газообмена, тело больше разогревается, обильно потеет и через поры избавляется от токсинов и шлаков.
- Асана: поза, положение тела в пространстве, удерживаемое без напряжения ума и со спокойным ровным дыханием.
- Дришти: направление и концентрация взгляда на определенной точке. В Аштанга-виньяса-йоге семь дришти (вверх, на ладонь, пальцы ног, в сторону, кончик носа, пупок и межбровье), в каждой асане имеется свое заданное направление взгляда. Благодаря устойчивому взгляду ум не блуждает в поисках впечатлений вне тела, а погружается внутрь в тело, в осознавание происходящих процессов.
Бандхи, как средство управления энергией тела
Те, кто прошел «первый рубеж» и освоил Приветствие Солнцу и первые семь-восемь поз, начинают осваивать внутренние замки тела: бандхи (физические, энергетические и психические). Основных бандх три:
— Мула-бандха: корневой замок, находящийся в промежности
— Уддияна-бандха: брюшной замок, который располагается между пупком и диафрагмой
— Джаландхара-банхдха: горловой замок, который находится в области шеи (передняя линия)
Женщина йогиня, выполняет мула-бандху, с концентрацией на энергетическом центре (в данном случае предположительно больше на Наби, но точно где она держит внимание, может знать только она сама)
Все три замка могут совершаться физически (сокращением необходимых мышц), психически (силой мысли) и предназначены для корректной отстройки положения тела и более глубокой концентрации ума. Более того, каждая бандха направляет поток энергии (праны) вверх, препятствуя неконтролируемому рассеиванию.
Пример выполнения динамической Мула-Бандхи
Рекомендации начинающим
Не торопитесь осваивать новые позы, дайте телу и уму обжиться в нескольких начальных, чтобы не возникало сопротивления изнутри и пришло понимание базовых ключей отстройки асан.
Самое важное – никогда себя не сравнивать с другими практикующими на соседних ковриках, ведь кто-то занимается год, кто-то пять, а кто-то всего две недели. У некоторых гибкая спина, у других сильные ноги – разве возможно сделать асану также как все? Йога – это не соревнование, кто круче, гибче или сильнее, это познание себя и принятие себя, таким какой есть, в первую очередь. Первое, чему учит Аштанга-йога – это смирение (это происходит примерно на двадцатой неудавшейся Чатуранге), второе – это принятие себя со всеми недостатками и несовершенством. И когда это случается – это и есть первый шаг на путь настоящей йоги.
Видео уроки по Аштанга-виньяса-йоге