panf45.ru

Спорт и Питание
0 просмотров
Рейтинг статьи

Йога поза звезды

Сиддхасана

Сиддха — это полубожество, исполненное святости и чистоты и обладающее сверхъестественными способностями, которые называются сиддхи. Сиддхой также называют мудреца, проповедника и созерцателя.

Сиддхи говорят, что «среди ниям главное — не причинять никому зла, среди ям — умеренная диета, а среди асан — Сиддхасана».
«Из всех 84 тысяч асан всегда следует выполнять Сиддхасану. Она очищает 72 тысячи нади (нади — каналы в человеческом теле, через которые проходит нервная энергия)». «Если йог, упражняющийся в созерцании Атмана и соблюдающий умеренную диету будет выполнять Сиддхасану в течение 12 лет, он обретет йогические сиддхи». (Атман означает Я и Верховную Душу. Сиддхи — сверхъестественые способности.) «После овладения Сиддхасаной естественно и без усилий будет достигнута Унмани Авастхва (Самадхи), дающая наслаждение».
Душа имеет три авастхи (состояния), содержащиеся в четвертой, а именно: бодрствование, сновидение, глубокий сон и то, что называется Турия. «Первое состояние — это бодрствование, когда Я осознает обычный мир с его грубыми предметами и наслаждается ими. Здесь доминирует тело. Второе состояние — сон со сновидениями, в которых Я наслаждается тонкими вещами, образуя для себя на основе ощущений, испытанных в бодрствующем состоянии, новый мир форм. Дух свободно блуждает, не скованный узами тела. Третье состояние — это глубокий сон без сновидений и без желаний, сушупти. Считают, что в сушупти душа временно объединяется с Брахманом и испытывает блаженство. В глубоком сне мы возвышаемся над всеми желаниями и освобождаемся от беспокойства и тревог… Душа божественна в своей сущности, хотя отягощена плотью. Во сне она освобождается от оков тела и обретает вновь свою природу… Но это (вечный сон без сновидений) можно спутать с просто бессознательным состоянием…
Высшее же состояние — это нечто другое. Это четвертое состояние души — чистое интуитивное сознание, где нет места знанию об объектах, ни внутренних, ни внешних. В глубоком сне дух пребывает высоко над изменчивой жизнью чувства в абсолютном единении с Брахманом. Состояние же Турия выявляет положительный аспект отрицательного, доминирующего в состоянии глубокого сна» (Радхакришнана «Философия Упанишад»). В «Мандукья Упанишаде» четвертое состояние описывается так: «Четвертое состояние, говорят мудрые, — это не субъективный опыт и не объективный опыт, это и не нечто среднее между субъективным и объективным опытом, это и не негативное состояние, которое ни сознательно, ни бессознательно. Это не знание, основанное на ощущениях, это не относительное знание, это и не знание, основанное на умозаключениях. Четвертое состояние неощутимо, непостижимо, невыразимо. Это чистое единое сознание, в коем полностью пребывает все сознание и множественность мира. Это высшее добро. Это Один без второго. Это Я. Познай его одного!»
«Раджа-йога, Самадхи, Унмани, Маномани, Бессмертие, Сосредоточение, Шунья-ашунья (пустота, но не пустота), Парама Пада (Высшее состояние), Аманаска (приостановка деятельности ума), Адвайта (недвойственность), Нираламба (без поддержки), Ниранджана (чистый), Дживанмукти (состояние освобождения), Сахаджавастха (естественное состояние) и Турия (буквально, четвертое) — все эти слова означают одно и то же. Как крупица соли, брошенная в воду, растворяется в ней и становится единой с ней, так и подобное единение Ума и Атмана есть Самадхи. Когда Прана и Манас (ум) уничтожаются (поглощаются), возникает состояниегармонии, называемое Самадхи» (Хатха-йога-прадипика, IV, 3–6).
Ни одна асана не может равняться с Сиддхой, ни одна кумбхака — с Кевалой, ни одна мудра — с Кхечари, ни одна лайя (поглощение ума) — с Надой. Кхечари Мудра (буквально «блуждание в пространстве») описывается следующим образом в «Гхеранда-самхите» (III, 25–28): «Подрезать нижнее сухожилье языка и непрерывно двигать языком; смазывать его свежим маслом и вытягивать его (чтобы удлинить) железным инструментом. Если заниматься этим постоянно, язык удлиняется; когда он будет доставать до межбровья, можно считать, что Кхечари завершена. Когда язык станет длинным, следует загибать его кверху и назад, так чтобы коснуться мягкого неба, а затем и достать внутренние отверстия ноздрей. Закрыв эти отверстия языком (и остановив таким образом дыхание), сосредоточить взгляд в межбровье. Это называется Кхечари. Упражнение в Кхечари освобождает от обмороков, чувства голода и жажды, от лености. Не будет места ни болезням, ни разрушению, ни смерти. Тело становится божественным».
Нада — это внутренний мистический звук. Он подробно, с множеством различных уподоблений, описывается в «Гхеранда-самхите» (IV, 79–101). Йога определяется там как контроль над колебаниями ума. Чтобы управлять умом, нужно, чтобы сначала он полностью сосредоточился на каком-то объекте, и тогда он постепенно отойдет от этого объекта и будет вынужден вглядеться внутрь себя. Вот где йог должен сосредоточиться на внутренних мистических звуках. «Ум, подобно змее, услышав Нада, забывает свои непостоянства и уже никуда более не стремится». По мере того как Нада становится бездеятельной, то же делается и с умом. «Огонь, охвативший дерево, гаснет вместе с ним, после того как сжег его. Так же и ум, устремляясь к Нада, исчезает вместе с ним».

Техника
1. Сядьте в Дандасану.
2. Согните левую ногу в колене. Захватите левую стопу руками и разместите пятку у промежности, а подошву у правого бедра.
3. Согните правую ногу в колене и опустите правую стопу на левую лодыжку, приблизив правую пятку к лобковой кости.
4. Разместите правую подошву между левым бедром и голенью.
5. Не оседайте на пятки.
6. Вытяните руки перед собой и опустите тыльные стороны ладоней на колени. Соедините кончики больших и указательных пальцев, а остальные пальцы выпрямите.
7. Оставайтесь в этом положении как можно дольше, следя за тем, чтобы спина, шея и голова оставались вертикальными. Чтобы взгляд направлялся внутрь, смотрите на кончик носа.
8. Выпрямите ноги и расслабьтесь. Затем выполните позу еще раз, поместив правую пятку возле промежности, а левую стопу — на правой лодыжке. Выполняйте асану равное количество времени в обе стороны.

Читать еще:  Йога зайцева для начинающих

Эффект
Асана благотворно воздействует на область лобка. Как и Падмасана, это одна из самых расслабляющих поз. С одной стороны, когда мы сидим, тело отдыхает. С другой — когда перекрещиваем ноги и вы-
прямляем спину, ум остается сосредоточенным и бдительным. Поэтому Сиддхасану рекомендуют для практики пранаямы и медитации.
С точки зрения физиологии асана избавляет от тугоподвижности в коленях и лодыжках. Усиливается циркуляция крови в поясничном отделе позвоночника и в области живота, что благотворно сказывается на соот-
ветствующих внутренних органах.

Разделы

Новости

Не отказывайтесь от практики! Для вас – занятия разных уровней и направлений в открытом доступе.

В программе семинара: Практика и Мастерская.

Задавайте свои вопросы заранее и во время трансляции!

Понедельник: раскрытие тазобедренных суставов.
Четверг: Подготовка к Хануманасане (продольный шпагат).

Сиддхасана — «поза могущества»

Для выполнения Сиддхасаны надо сесть, скрестив ноги, и зажать пальцы нижней ноги между икроножной мышцей и нижней частью бедра верхней ноги. При этом нижняя пятка прижимается в промежность (вы сидите на пятке), а верхняя прижимает лобковую кость сразу над половыми органами. Руки при этом лежат на коленях (локти комфортно полусогнуты) в Джняна- Чин- или Чинмая мудре (видео). Дыхание должно быть спокойным и глубоким, глаза — закрытыми, все тело — уравновешено и расслаблено.

Это мужской вариант позы, который называется Сиддхасана. Поза для женщин называется Сиддха Йоги Асана (йони — йогическое наименование женского полового органа), и отличается тем, что нижняя пятка упирается во внутреннюю сторону бедра (в пах), а не в промежность. Получается, что мужчина сидит на пятке, а женщина с пяткой на внутреннем бедре; это связано с разным расположением Муладхара-чакры. Очевидно, что женщинам проще выполнять эту позу.

Сложности этой позы сразу может почувствует тот, кто попытается ее сделать:

  • Нижняя пятка «косточкой» жестко упирается в пол (решение: сразу, не дожидаясь дискомфорта, подложить под себя достаточно толстый плед или несколько дополнительных йога-матов, либо один толстый йога-мат; либо даже для начала осваивать позу сидя на кровати);
  • Положение ног неудобно, колени «жесткие» (решение: всегда удобнее сидеть с какой-то одной ногой сверху, это верно и для Падмасаны, и для Сиддхасаны. Поэкспериментируйте, с какой ногой сверху удобнее сидеть вам. Для практики позы не важно, какая нога снизу и какая сверху);
  • У мужчин половой орган оказывается зажатым между верхней пяткой и нижней лодыжкой, что может быть болезненно (решение: «устроить» орган удобно. Дискомфорта быть не должно!);
  • Лодыжки могут оказаться прижатыми друг к другу, что через короткое время начинает вызывать дискомфорт (решение: проложить между лодыжками отрез йога-мата, полотенце или даже пружинящую губку);
  • Положение может показаться неустойчивым (решение: пробовать делать микро-коррекции положения центра тяжести относительно нижней пятки, стараться расслаблять спину в каждом положении; выбрать наиболее удобное положение с вертикальной спиной; можно отчасти «уравновесить» тело фиксацией рук на коленях в удобного положении — локти полусогнуты);
  • Ноги могут «разъезжаться», особенно если тело сильно разогрето в ходе интенсивной практики (решение: не делать Сиддхасану на вспотевшее тело, либо тщательно вытереть ноги полотенцем; тщательно, с помощью рук, втянуть большой и другие пальцы в сгиб ноги, без дискомфорта, но плотно зажать носок ноги мышцами);
  • Спина устает из-за непривычного, неудобного положения (решение: постепенно наращивать длительность удержания позы, вначале не более 15 минут, не практиковать, если идет сильный дискомфорт, больше чем тело готово);
  • Давление нижней пятки на промежность ощущается как неприятное (решение: проложить пятку полотенцем или отрезом йога-мата, практиковать только на мягкой подстилке);
  • При длительном удержании (полчаса и больше) может появляться неприятное «щекочущее» ощущение, что промежность (в районе Муладхары) словно затекает (решение: не требуется, неприятное ощущение пройдет через 10-15 минут само по себе. Ощущение возникает из-за перестройки энергетики Муладхары и совершенно естественно и безопасно).

Помимо обещанных древними трактатами «сказочных спецэффектов», Сиддхасана дает массу более ощутимых и вполне приземленных «бонусов». Так, поза заметно успокаивает, и может применяться при стрессе или бессоннице. Сиддхасана выравнивает гормональный фон, позволяя контролировать сексуальные побуждения «изнутри», естественно, людям, которые испытывают чрезмерное сексуальное напряжение, и при этом не могут удовлетворить его натурально (монахи и монахини, йоги-брахмачари, одинокие люди). При этом поза является профилактикой простатита у мужчин и менструальных дисфункций (болей, нерегулярности цикла) у женщин. Поза улучшают циркуляцию крови в нижней части спины и поясницы, оздоравливает половые органы и органы пищеварения. Пора выравнивает высокое и низкое кровяное давление и дисбалансы в половой сфере; может применяться в климакс.

Читать еще:  Йога разминка для начинающих

С точки зрения энергетики, эта уникальная поза вызывает Мула-бандху и Ваджроли-мудру (Сахаджоли-мудру для женщин) спонтанно, без волевого усилия, «автоматически». Таким образом, стимулируются сразу две чакры: Муладхара и Свадхистана. В результате эти чакры укрепляются и очищаются, и кроме того, мощный поток энергии поднимается по позвоночному столбу в головной мозг (к Аджна-чакре). Чувствительные к движениям праны люди могут ощущать этот поток как щекотание, жар или холодок на спине.

Сиддхасана интересна и ценна сама по себе. Но освоив ее, мы обнаруживаем, что это не просто «упражнение», которое надо выдерживать возможно больший отрезок времени, но еще и удобное, надежное базовое положение для дыхательных практик, выполнения Мудр и Бандх, и для медитации.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Совершенная поза в йоге Сиддхасана. Любимая асана мудрецов и йогинов

Медитативная поза Сиддхасана только поначалу кажется простой для выполнения. На самом деле потребуется длительное время тренировок, прежде чем практикующий добьется идеального результата (легкого разворота голеней пятками вверх). Асана в ряде источников йоги выделяется, как лучшая. В основном она применяется для медитаций и пранаямы, но также служит для гармоничного развития тела. Упражнение оказывает положительное воздействие на здоровье, помогает избавиться от недугов, как и другие позы.

Йоги традиционно считают, что практикуя только Сиддхасану можно достичь высшей ступени. Название асаны подсказывает, что она открывает практикующему сиддхи, что означает совершенство, особенные способности. В нем заложено понимание того, что поза открывает путь к полноценной самореализации.

Техника выполнения

  1. Принять на полу сидячее положение, левая пятка под анальным отверстием (плотно соприкасается с промежностью).
  2. Правую ногу положить поверх левой, правая пятка возле лобка, половые органы промеж ступней.
  3. Пальцы ног нужно зафиксировать между бедрами и икрами.
  4. Руки в нижней части туловища, расположить правую руку сверху над левой, ладони развернуть вверх (дхьяна-мудра).
  5. Туловище и позвоночный столб в прямом положении, так же как и плечи.
  6. Руки на коленях, ладони повернуть вверх, кончики указательного и большого пальцев сомкнуть в круг (джняна-мудра).

Во время выполнения упражнения мужчинам необходимо контролировать давление на половые органы, оно не должно причинять болевых ощущений.

Сиддхасану выполняют и в обратном порядке. В этом случае правую пятку следует положить у промежности, левую ступню расположить сверху, правую руку под левой.

Такое положение оказывает давление на энергетический канал Сивани-нади. Он имеет в йоге другие названия, в переводе означает – носитель семени. Канал располагается от анального прохода вдоль промежности к гениталиям.

Важно! Асана требует контроля болевых ощущений, их не должно быть в коленях. В случае появления болей нужно выйти из позы, вытянув ноги вперед. После того как колени расслабятся, поменять положение ног (сверху вниз и наоборот).

Для женщин

Поза звезды в женской вариации отличается от классической, предназначенной для выполнения мужчинами.

В первом варианте для правильного выполнения упражнения девушкам нужно прижать пятку ноги плотно к анальному проходу, стопу к внутренней части бедра.

Отличие заключается в том, что другую ногу необходимо положить сверху, пятки образовывают одну линию. Для комфортного исполнения пальцы ног стоит расположить промеж икр и бедер, что также повысит стабильность положения.

Второй вариант выполняется следующим образом. Нижнюю пятку поместить напротив или над половыми органами, вторую ногу положить сверху.

Поза звезды для женщин улучшает репродуктивную функцию. Упражнение также способствует восстановлению либидо, укреплению психологического здоровья. Она помогает укрепить и сделать стойким разум, уменьшить влияние стресса на организм, увеличить активность и сделать более жизнерадостным.

Польза

Сиддхасана влияет не только на менталитет и эмоции. Она полезна для физического здоровья и развития:

Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

  • плохая подвижность в мышцах и суставах коленей и лодыжек – разрабатываются;
  • ухудшенный кровоток в поясничной области и брюшной полости – улучшается;
  • органы брюшной полости – тонизируются;
  • здоровье половых органов – сохраняется;
  • слабая сексуальная сила – становится контролируемой и сберегается.

Половой аскетизм (целибат) показан при занятиях асаной, он помогает сублимировать половую энергию в высшие энергетические потоки.

С духовной стороны происходит следующее:

  • очищение каналов жизненной силы, праны (72000 Нади);
  • энергетические замки (три бандхи) создаются самостоятельно без излишнего напряжения.

Каналы энергии пронизывают все тело. По ним протекает жизненная сила, ухудшение потоков вызывает энергетический застой энергии и разбалансировку. Это приводит к проблемам со здоровьем и заболеваниям. Сиддхасана направляет энергические токи по всем каналам, избавляет от застойных явлений.

Справка! Правильное выполнение асаны автоматически формирует замки энергии, они поднимают ее вверх. Это позволяет добиться сосредоточенности в медитации, возвышения сознания.

Полезные видео

Посмотрите эти видео, где йога-инструкторы подробно объясняют технику выполнения асаны:

Читать еще:  Йога для начинающих в домашних для спины

Противопоказания

Поза звезды доступна для выполнения практически каждому. Однако имеется ряд противопоказаний:

  • онкология;
  • период беременности;
  • радикулит;
  • недомогания, связанные с позвоночником;
  • боли в суставах коленей.

Дискомфорт или боли во время исполнения упражнения являются показанием для прекращения занятия. Исключение составляют болевые ощущения в коленях, асану выполнять можно, но предельно осторожно.

Людям, поддерживающим половые отношения, стоит умеренно заниматься Сиддхасаной, так как она значительно понижает половое влечение. Именно по этой причине поза используется, главным образом, йогами-аскетами, которые выполняют упражнение для достижения высших ступеней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Инвентарь

Занятия асанами будут намного приятнее, полезнее и эффективнее, если иметь хороший инвентарь:

  • коврик для йоги — для безопасного выполнения асан;
  • болстеры и валики — для обеспечения комфорта тела при выполнении упражнений;
  • одежда для йоги — комфорт и эстетика также важны для регулярных занятий.

Где купить

Качественный инвентарь на любой вкус можно приобрести в следующих онлайн-магазинах:

Здоровье и йога

В ряде источников по йоге сиддхасана считается самой лучшей из всех возможных асан. В отличие от других поз, которые помогают человеку обрести здоровье и гармонично развитое тело, а также избавиться от ряда недугов, сиддхасана в первую очередь используется для практики пранаямы и медитации. Часто даже говорится о том, что сиддхасана – это совершенная поза.

Традиционно считается, что высших ступеней йоги можно достичь даже лишь одной настойчивой практикой сиддхасаны. Само название указывает на то, что асана открывает практикующему сиддхи, т.е. совершенства и сверх способности, которые могут помочь на пути к полной самореализации.

В « Хатха Йога Прадипике » (часть 1, стих 38) говорится следующее: «Так же, как умеренность в еде ( митахара ) и заповедь не убивать ( ахимса ) среди совершенных считаются важнейшими из ям, так и сиддхасана считается ими важнейшей среди всех поз».

Польза сиддхасаны

• помощь в освоении пранаямы и медитации

• получение контроля над муладхара и свадхистхана чакрой и очищение канала прохождения праны к аджна чакре

• быстрое и эффективное уравновешивание эмоционального состояния

• устранение суеты ума

• получение полного контроля над сексуальной сферой и поддержание здоровья репродуктивных органов

• увеличение гибкости коленей и голеней

• стимуляция кровообращения в области живота и поясницы, тонизация нижних отделов позвоночника и органов брюшной полости

В «Хатха Йога Прадипике» (часть 1, стих 39-42) говорится: «Из всех 84 важнейших асан особо следует практиковать сиддхасану, так как она очищает 72000 нади . Йог, практикующий в течение двенадцати лет сиддхасану, медитирующий при этом на собственном Я и ограничивающий себя в еде, достигнет состояния высшего совершенства. Нет необходимости в других асанах, если достигнуто мастерство в сиддхасане.

Тщательное выполнение пранаямы в этой асане делает излишней практику любых других асан и наступает кевала-кумбхака (непроизвольная остановка дыхания). Лишь одной этой асаной спонтанно порождается унмани-кала. Если совершенство в сиддхасане достигнуто, три замка выполняются автоматически и без напряжения».

Техника выполнения сиддхасаны

• сядьте на пол и положите пятку левой ступни под анус, так, чтобы она твёрдо нажимала на промежность

• положите правую ногу на левую так, чтобы гениталии находились между ступнями, а правая пятка у лобковой кости

Пальцы ног обеих ступней должны быть зафиксированы между икрами и бёдрами

Мужчины должны внимательно наблюдать за тем, чтобы давление на гениталии не причиняло боли

Данное положение окажет давление на сивани-нади (энергетический канал, известный в йоге также как читракхья-нади или вирьяваха-нади – носитель семени), который проходит от заднего прохода вдоль промежности к половому органу.

Фото сиддхасаны

• положите руки внизу живота. Правая рука над левой, ладони развёрнуты вверх (дхьяна-мудра)

Позвоночник и всё туловище нужно держать абсолютно прямо, так же как и плечи

Асану следует разучить и в противоположном порядке, так, чтобы правая пятка лежала у промежности, а левая ступня – сверху, при этом правая кисть располагается под левой

• можно также положить руки на колени, повернув ладони вверх и сомкнув в кольцо кончики большого и указательного пальцев, а остальные три пальца остаются вытянутыми ( джняна-мудра )

Сидхасана одинаково полезна как для дилетанта, так и для мастера йоги. Ценность этой позы обычно недооценивается. Тот, кто сможет удерживать эту позу на протяжении трёх часов сорока восьми минут, может считать себя овладевшим ею. Однако эта асана должна умеренно практиковаться людьми женатыми или поддерживающими половые отношения, так как в ней сильно снижается половой инстинкт. Именно по этой причине, прежде всего, сиддхасана практикуется аскетически живущими йогами, которые таким образом могут достичь высших ступеней йоги.

Благодаря очищению нади, усилению течения тока праны в теле, вайю приводятся в состояния равновесия, и таким образом, сиддхасана стимулирует развитие физических, ментальных и духовных сил. Эта поза может привести в глубокое состояние медитации и быть проводником к высшим ступеням йоги. Поэтому неудивительно, что многие мастера йоги и сиддхи рассматривали эту асану в качестве лучшей среди всех.

Рекомендуем к просмотру