Программа одного недельного цикла использования физических упражнений
Примерный недельный тренировочный цикл
1-й день: | Общая и специальная разминка | 20—25 мин |
Упражнение в технике передвижения | 10—15 мин | |
Упражнения для совершенствования техники управления оружием | 15—20 мин | |
Упражнения с партнером по заданию | 30—40 мин | |
Индивидуальный урок тренера | 30—35 мин | |
Учебные бои с заданиями технического характера | 25—30 мин | |
Упражнения для совершенствования физических качеств | 20—35 мин | |
Длительность занятия | 150-200 мин | |
2-й день: | Занятия для развития и совершенствования физических качеств в зале, на манеже, на площадке, на катке, в лесу и пр. с включением бега, прыжков, игр с мячом, специальных упражнений на гибкость, быстроту, силу | 90—120 |
3-й день: | Общая и специальная разминка | 20—25 |
Упражнения у мишеней | 10—20 | |
Совершенствование техники передвижений | 10—15 | |
Упражнения с партнером | 30—40 | |
Индивидуальный урок у тренера | 35—40 | |
Учебные бои по заданию | 25—30 | |
Упражнения для развития физических качеств | 20—30 | |
Длительность занятия | 150—200 | |
4-й день: | Так же, как во второй день или после хорошей общей разминки, игра в баскетбол, футбол, хоккей или другие спортивные игры | 90—120 |
5-й день: | Так же, как в первый или во второй день. | |
6-й день: | Отдых | |
7-й день: | Отдых. |
В ряде случаев при проведении шестого и седьмого дней недельного цикла могут быть изменения. Вместо отдыха будут разного рода соревнования по фехтованию или по нормативам физической подготовки в зависимости от периода тренировки и подготовленности опортсменов. В основном периоде и между соревнованиями в недельном цикле может быть 4—6 занятий по фехтованию. В некоторых случаях могут проводиться дополнительные занятия, специально назначаемые тренером. В этих занятиях после разминки фехтовальщик получает индивидуальный урок, проводит учебный или соревновательный бой с партнером или тренером и после небольшого количества упражнений в растягивании, расслаблении или со скакалкой заканчивает тренировку.
В некоторых случаях можно проводить добавочные тренировки, когда ученик приходит специально получить урок у тренера, а остальную часть тренировки проводит в другоевремя или в другой день. Такие индивидуальные тренировки проводятся в случаях необходимости специализированной подготовки спортсмена к соревнованиям, решительного исправления значительного недостатка, необходимости усиления тренировочного режима. Эти тренировки не являются правилом, но все же имеют место в учебно-тренировочной работе сильнейших фехтовальщиков, и об этом нужно знать тренеру и спортсмену.
Пожалуй, самым важным, решающим, фактором в планировании и осуществлении тренировки является полная сознательность и целенаправленность фехтовальщика в проведении каждого отдельного занятия. Совершенно недостаточно перечислить виды упражнений в тренировке и указать время на их выполнение, как это сделано в недельном тренировочном цикле. Это дает только общее представление о работе и нагрузке в занятиях.
Часто фехтовальщики приходят на занятия, не имея точного представления о направлении и объеме работы над конкретным приемом или действием, над тем или иным качеством. В этих случаях они получают в основном количественную нагрузку со значительными потерями в качестве тренировки.
При тренировке фехтовальщиков старших разрядов одним из важнейших и наиболее эффективных средств является индивидуальный урок у тренера, который они берут в установленной тренером очередности. Тренер, сосредоточивая все внимание на работе с одним спортсменом, не имеет возможности сладить за тренировкой остальных фехтовальщиков, и ему приходится целиком полагаться на сознательность и грамотность учеников, которым предоставляется самостоятельность в выполнении заданий. В ряде случаев эта самостоятельность не дает должного эффекта. Предоставленные себе фехтовальщики порой сводят всю тренировочную работу к незначительному количеству упражнений на мишенях и в передвижениях, а главное время уделяют боям, которые чаще всего принимают соревновательный характер, без направленности на воспитание и совершенствование какого-либо важного качества. Не имеющие достаточно воспитанного трудолюбия могут сводить тренировку к ожиданию индивидуального урока у тренера и выполнению упражнений, наиболее приятных фехтовальщику. Этого явно недостаточно. Для планомерного развития необходимых качеств должна быть определена конкретная задача и средства для ее разрешения в каждом элементе тренировки. Все эти обстоятельства требуют очень внимательного отношения к построению отдельного тренировочного занятия, где упражнения должны быть целенаправлены и точно дозированы.
Таким образом, содержание недельного цикла должно быть расшифровано в плане отдельного тренировочного занятия.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Пяти тренировочный недельный цикл с одной игрой в неделю для занятий в секции по футболу для среднего возраста
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
НЕДЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ С ОДНОЙ ИГРОЙ В НЕДЕЛЮ
Работа над совершенствованием или развитием индивидуальных/групповых/командных технико-тактических действий.
Напоминание об ошибках в последней игре (в игровой модели клуба).
В тренировочном процессе используются частые паузы, прерывистая работа, позволяя этим давать восстановиться игрокам которые сыграли, и увеличивать нагрузку тем, кто сыграл мало.
Тактическая проблема: в позиционной атаке, контроль/держание мяча (в зоне начинания/созидания), открывание в зоне завершения с/без сопротивлением/ия.
Индивидуальные технические действия (ведение мяча, контроль, жонглирование, удар по мячу. ).
Физическая направленность: специальная аэробная выносливость, координация, лестница.
Работа над совершенствованием или развитием индивидуальных/групповых технико-тактических действий. Обучение и улучшение индивидуальных характеристик футболистов в игровой модели (философия клуба).
Ограниченные игровые пространства, ограниченные группы, большая интенсивность, больше времени для восстановления, ограниченное время продолжительности игровых упражнений. Соблюдать восстановление игроков из-за существующей интенсивности (быстрых действий), останавливать, чтобы вновь начать действовать.
В упражнениях иметь: ускорения и замедления скорости, смена направлений в перемещениях (атака и оборона), прыжки (борьба за верховые мячи). Следовательно, день тренировки более прерывистый из-за высоких нагрузок.
Индивидуальные технико-тактические действия в группе/линии: обводка, отбор, перехват, открывание, удар, игра головой, перемещения в группе/линии.
Физическая направленность: специальная сила.
Работа над совершенствованием или развитием индивидуальных/групповых/командных технико-тактических действий. Обучение и улучшение индивидуальных характеристик футболистов в игровой модели (философия клуба).
Продолжительность тренировочного процесса. Так как тренировка отдалённая от последней игры, а также от предстоящей, работаем над совершенствованием или развитием индивидуальных качеств футболистов в коллективных/командных действиях (динамика команды): взаимодействующие действия схожие с теми, которые будем использовать в день игры (зависит от игровой модели клуба
В работе используется большое игровое пространство с большей продолжительностью времени и с большим числом участвующих игроков. Большое игровое пространство, больше времени для реализации технико-тактических действий, следовательно, требования для концентрации более высокие (эмоциональный износ). Игровое поле меньше стандартного (например, от штрафной до штрафной), для того, чтобы игроки произвели большее количество технико-тактических действий, к которым мы стремимся, с систематическими повторениями (игровая модель – оборона/атака, атака/оборона, оборона-атака-оборона, перемещения по отношению мяча). Более требовательная концентрация, увеличение сложности упражнений, вместе с увеличением продолжительности этих упражнений, которые должны быть более отдалены от игрового дня.
Физическая направленность: специальная выносливость.
Работа над совершенствованием или развитием индивидуальных/групповых технико-тактических действий. Обучение и улучшение индивидуальных характеристик футболистов в игровой модели (философия клуба).
В тренировочном процессе использовать Быстрое мышление и исполнение. Начало восстановления к предстоящему матчу.
Совершенствование или развитие индивидуальных качеств футболистов в групповых и коллективных технико-тактических действиях: работа одной линии, двух линий или коллективные действия. Уменьшить сложность игровых действий и требования меньшей концентрации, чем в предыдущий день. Занятия без или с малым сопротивлением, с ограниченной продолжительностью и паузами.
В упражнениях, игроки должны уметь быстро принимать решение своих действий и их реализации. Упражения должны быть короткими и без высокой интенсивности. Количество повторений не должно быть большим.
Например: атакующие действия, завершения с наименьшим сопротивлением (высокая скорость выполнения). Ограниченные пространства, где мяч перемещается с большей скоростью (быстрое принятие решения).
Подготовка к матчу и активное восстановление. Восстановление и подготовка к игре, через самые простые игровые действия. Вспомнить аспекты, которые отрабатывались на тренировках в течении недели, без нагрузок и без или с наименьшим сопротивлением. Так как этот день подготовки к игре, тренировка должна иметь активное направление. Имеет место Скорость и Интенсивность в упражнениях, но с ограниченной продолжительностью.
Индивидуальные действия: футбол-теннис, удары по мячу.
Атакующие действия: завершения, взятие ворот с наименьшим сопротивлением,
Командные/Коллективные перемещения с завершением и без сопротивления (в зависимости от игровой модели в клубе).
Оборонительные действия: перемещения одной, двух линий, коллективные перемещения без сопротивления (в зависимости от выбранной направленности в клубе).
Напоминания технико-тактических действий: атака, оборона, атака-оборона, оборона-атака, атака-оборона-атака.
Розыгрыш стандартных положений.
Физическая направленность: скоростная реакция.
Необходимо понимать, ОТЛИЧИЕ между имеющими или использованными упражнениями в ИХ РАЗВИТИЕ. Уровень качества и количества повторений, контролируемая интенсивность, также как мотивация участников, способствует тому, что упражнения дают результат и имеют впечатляющую эффективность обучения. Придерживаться идеи, делать вещи (игровые упражнения) простыми, доступными в понимание игроков, с адекватным уровнем концентрации и внимательности.
Главное состоит в том, чтобы практиковать и развивать, познавая все то, что влияет на их улучшение. Упражнение не является более или менее хорошим из-за того, что оно организовано и впечатляет массивом информации. ХОРОШИМИ упражнения, делают тренера, когда в подходящий момент УМЕЮТ исправить или подсказать, когда УМЕЮТ передать концепции (понятия), которые намерены работать, или с помощью правильной демонстрации, или используя диалог.
Задача тренера школы, приложить максимум усилий в становление игрока.
Мяч – главный герой в тренировочном процессе.
Недельный цикл тренировки
Недельный цикл тренировки.
При планировании тренировки рекомендуется применять так называемый недельный цикл. Количество занятий в неделю и их продолжительность намечаются в зависимости от стажа занятий спортом, подготовленности и состояния здоровья спортсмена.
Недельные и другие циклы предусматривают определенную последовательность и повторяемость занятий различных по содержанию и интенсивности. Начинающие спортсмены тренируются обычно 2 или реже 3 раза в неделю. Спортсмены третьего и второго разрядов тренируются 3—4 раза в неделю и ежедневно проводят несколько увеличенную утреннюю гигиеническую гимнастику (специализированная зарядка). Высококвалифицированные спортсмены проводят в неделю 5—6 тренировочных занятий.
Планируя тренировку на неделю, необходимо учитывать разностороннее влияние предыдущей тренировки на последующую. Например, план недельной тренировки (недельный цикл) в основной период для легкоатлетов третьего и второго разряда включает 3 занятия в неделю и соревнования. В нем учтена последовательность различных форм тренировки. Эта схема может быть рекомендована и положена в основу планирования тренировки для спортсменов по различным видам спорта.
Отдельные тренировочные занятия строятся по двум схемам. Первая состоит из четырех частей (вводная, подготовительная, основная и заключительная) и предназначена преимущественно для групповых занятий, особенно в подготовительный период тренировки, вторая — из трех частей (разминка, основная и заключительная) для спортсменов высших разрядов, особенно в основной период тренировки.
В каждом занятии предусматривается вначале проведение более легких упражнений. Постепенно нагрузка увеличивается, а характер тренировки усложняется. К концу занятия нагрузка постепенно’ снижается.
Основным условием правильного построения занятий являются также чередование сложных упражнений с легкими, регулирование нагрузки путем включения упражнений на расслабление мускулатуры, чередование упражнений для различных групп мышц, введение коротких пауз и т. д.
В основной части занятий вначале выполняют упражнения для овладения техникой или развития быстроты, затем — для развития силы и затем выносливости.
Исследованиями ученых установлен очень важный методический прием при планировании и проведении спортивной тренировки: упражнения на развитие скорости движений должны, как правило,предшествовать упражнениям на развитие выносливости и силы. Это положение относится как к отдельному занятию, так и к планированию тренировки на неделю, месяц и т. д. Однако начинать подготовительный период надо главным образом с упражнений на развитие выносливости.
Содержание тренировки определяют, исходя из спортивного опыта, но в дальнейшем часто изменяют ее в зависимости от различных условий (физическая подготовленность, самочувствие, а также гигиенические, метеорологические и другие условия).
Если спортсмен чувствует недомогание, он должен, не приступая к занятиям, обратиться за консультацией к врачу. При возобновлении тренировки после вынужденного перерыва, вызванного болезнью, отъездом или другими причинами, рекомендуется применять малые нагрузки. Не следует пропускать тренировки без уважительных причин, так как нарушение режима ухудшает состояние организма.
После перерыва в тренировке на 1—Уг месяца у спортсмена наблюдается некоторое снижение показателей, приобретенных в результате специальной тренировки, а перерывы продолжительностью полгода или год приводят к значительному или полному исчезновению мышечной силы, -быстроты движений и выносливости.
После хорошей тренировки спортсмен испытывает чувство усталости, сменяющееся отличным самочувствием, а затем желанием вновь тренироваться. Ухудшение самочувствия, нежелание продолжать тренировку указывают на необходимость увеличения интервала отдыха.
Режим дня спортсмена также должен предусматривать определенный распорядок, главным условием которого является правильное чередование работы и отдыха. Определяя время для тренировки, необходимо учитывать, что уровень силы, быстроты движений и выносливости у спортсменов может колебаться в зависимости 01 условий внешней среды, эмоционального состояния и т. д. Этот уровень у одних и тех же людей меняется в различные часы суток. Тик, показатели мышечной силы, быстроты движений и выносливости ночью наименьшие, рано утром несколько повышаются, днем достигают максимальной величины, а к ночи вновь снижаются. Поэтому важно соблюдать режим дня, в частности постоянство часов тренировки.
Когда спортсмен находится на учебно-тренировочном сборе, создаются более широкие возможности установить строгий режим дня, отвечающий гигиеническим требованиям.
Спортсмены-новички при выборе спортивной специальности должны учитывать характер профессиональной деятельности, величину физической нагрузки на производстве. Лица умственного труда также должны проводить тренировочные занятия с учетом специфики их профессии.
зависимости, Высококвалифицированные, спортсмена, Количество, другие, разрядов, применять, тренировочных, раза, повторяемость, реже,
Программа одного недельного цикла использования физических упражнений
Такой подход представляется более перспективным. Увеличение объема нагрузки не может быть безграничным. Повышение эффективности тренировочного процесса видится в
рациональном соотношении средств подготовки разной направленности с учетом возрастных и индивидуальных (в пределах одной возрастной группы) особенностей развития ребят.
Показатели подготовленности и физического развития
юных футболистов в начале подготовительного периода
Окружность грудной клетки, см
Выпрыгивание вверх, см
Челночный бег на 180 м, с
ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
У ФУТБОЛИСТОВ 15 — 17 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
ТРЕНИРОВКИ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ)
Н. М. Люкшинов, заслуженный тренер РСФСР, доцент
В. Н. Шамардин, кандидат педагогических наук
Современный футбол с возросшими тренировочными и соревновательными нагрузками требует от юных спортсменов высокого уровня подготовленности, а большие тренировочные нагрузки предъявляют к окончательно еще не сформировавшемуся организму ребят повышенные требования. В связи с этим принципиально важное значение в занятиях с юными приобретает проблема нормирования физических нагрузок.
Величина тренировочной нагрузки должна
соответствовать функциональному состоянию организма и способствовать его развитию. К сожалению, еще нередко в практику работы с юношами целиком переносят принципы планирования и использования физических нагрузок, принятые в подготовке взрослых.
Создание специализированных классов по футболу с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом способствовало увеличению числа тренировочных занятий у юных до 10 — 12 в неделю.
Грустно, но факт: научно обоснованных рекомендаций по планированию тренировочных нагрузок в микроциклах подготовительного и соревновательного периодов тренировки для учащихся специализированных классов в условиях двухразовых занятий в день наш футбол пока не имеет.
Ведущий фактор, определяющий изменение работоспособности и рост мастерства спортсменов, — тренировочные нагрузки, вызывающие в организме определенные функциональные сдвиги. Знание закономерностей влияния тренировочных нагрузок разной интенсивности на молодой организм позволит строить тренировочный процесс направленно и рационально.
Влияние тренировочных занятий разного характера на функциональное состояние организма изучали по показателям вариационной пульсометрии, упруго-вязких свойств мышц и по величине цветной осадочной реакции Ким-
баровского (ЦОРК). Определяли эти показатели в условиях двухразовых ежедневных тренировок — до и сразу после занятий, а также через 6 и 14 ч после их окончания.
Результаты проведенных нами исследований показали, что малоинтенсивные тренировочные занятия, направленные .на совершенствование индивидуального технического мастерства, вызывают в изучаемых показателях незначительные сдвиги (через 6 ч после тренировки ни один из показателей не имел достоверных отличий от исходных).
Под влиянием тренировочных занятий средней интенсивности, направленных на повышение технико-тактической подготовленности, сдвиги в изучаемых показателях были более значительными, чем под влиянием занятий малоинтенсивных (через 6 ч после таких занятий изучаемые показатели почти восстановились 92 — 98%).
Недельный цикл на общеподготовительном этапе подготовительного периода тренировки
Преимущественная направленность занятий
Продол-
житель-
ность занятий, мин
detector