Боевая йога упражнения
Йога – Будо — боевые искусства, терапия и расслабление
Упражнения йоги — путь к хорошему здоровью. Будо — наиболее часто используемое название для восточной боевой йоги. Йога, практикуемая на Западе, в Европе и Америке, в основном называется хатха-йогой, основными компонентами являются упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и упражнения, состоящие из нескольких десятков видов движения, асан.
Боевое искусство Каларипайят
Каларпайят (Каларипайят) — индийская боевая йога, более известная под именами Будо или Кунг-фу.
Это традиционные боевые искусства, имеют общую точку с йогой, которой является интенсивное выполнение асан. Учебные программы и динамику обучения Каларпайят часто называют динамической йогой.
Каларипайят усовершенствовал и эволюционировал на практике весь набор упражнений, который можно найти в копиях учебников Кунг-фу. Производными Каларпайята являются каратэ и другие популярные боевые искусства.
Это индийское искусство из южной Индии, штат Керала, где выделяются два основных стиля: северный вадаккан и южный теккан.
Практика включает в себя:
- обучающие последовательности движения;
- рукопашную и огневую подготовку (с различными видами ножей, сражения с мечом и щитом, уруми);
- медитацию и дыхательные упражнения.
Регулярные упражнения повышают гибкость, ловкость и координацию тела, способствуют концентрации ума и развивают духовные отношения.
Физическая подготовка дополняется системой исцеления, тесно связанной с Аюрведой, включая:
- изучение жизненных точек человеческого тела и массажей (например, абхайанга);
- знание ритуалов, сопровождающих тренировку и борьбу.
В южном стиле первоначально акцент делается на последовательности движений, которые имитируют бой, на набор усиливающих и растягивающих упражнений. Затем изучают различные методы ближнего боя, используя систему ударов ногами и трюков, направленных на жизненно важные точки человеческого тела. Последним этапом обучения является практика использования оружия.
Интересно, что мастера боевых искусств известны как врачи. Они специализируются на лечении различных ушибов, травм и других повреждений.
Происхождение и характеристики боевой йоги
Исторические исследования источников боевых искусств показывают, что Индия и Китай являются их колыбелью. Именно оттуда путешествующими монахами и просто странниками, йога и боевые искусства переместились в другие области.
Боевая йога, полученные знания и навыки были не только способом выживания, но и перспективой, наблюдения окружающей реальности. Исторически важным моментом был приход буддийского монаха Бодхисаттвы из Индии в Китай, в результате чего родился знаменитый монастырь Шаолинь, связанный с Кунг-фу, хотя изначально он служил для распространения буддизма!
Буддийские монахи породили, а затем развили этот способ борьбы в Индии, распространили в Китае и дальше за их пределами.
Первые сложные системы боевых искусств — продукт «буддийского экспорта». Буддизм в древние времена был единственной великой истиной, которая объединила всю Азию, три крупнейшие и древнейшие азиатские цивилизации — Индию, Китай и Японию. Весьма вероятно, что монахи-кочевники-буддисты стали вдохновителями и стимуляторами развития боевых искусств, поскольку начали великую дискуссию о форме абсолютной истины, вызывая оживленный обмен идеями по всей азиатской цивилизации. Быстрое развитие восточного искусства невооруженной самообороны с азиатским взрывом буддизма произошло из-за того, что тропы паломников были коммерческими маршрутами. И монахи, и торговцы имели мирный характер из-за своих целей и намерений. Но они подвергались нападениям вооруженных грабителей, и все больше хотели противостоять подавляющему количеству и типу оружия противника. Ношение оружия было против их правил и вызвало подозрение в грабеже. Даже приближение к группе кочевников на расстояние голоса часто было опасно для буддистских евангелистов и требовало навыков нежной, но высокоэффективной самозащиты.
Важную роль сыграли в развитии и создании и распространении различных стилей борьбы с оружием и без него даосские традиции и ислам. Секта дзэн оказала наибольшее влияние на развитие боевых искусств из всех известных ветвей буддизма. Ученые назвали это «Доктриной сердца Будды» (буддхахридая), но более широко известна как Дзэн ».
Техники Дзэн и Будо
Воображение мастеров, создавших новые боевые приемы, было огромным, а терпение студентов было неограниченным. Большинство школ боевых искусств характеризуются плавными, круговыми движениями, иногда красочными, элегантными, с высокой степенью сложности. Они стали средством улучшения разума и духа как активной формы практики Дзэн, чтобы люди обращали внимание и устанавливали центр сознания в витальной харе (аббате), рассматриваемой как центр Вселенной.
Сосредоточение внимания на харе приводит к тому, что избыток крови от головы снижается, успокаивается мозг и вегетативная нервная система. Это приводит к умственному и эмоциональному балансу, расслабляет, снимает ненужное напряжение, объединяет тело с умом, дает непосредственность, эффективность и уверенность в действиях. Дыхательные упражнения успокаивают, физические упражнения укрепляют психику, а медитация Дзэн позволяет преодолеть определенные физические барьеры (страх, усталость, боль). Особенностью этой формы буддизма являются различные виды медитации, которые являются способом познания Бога, правды и других конечных категорий. С определенной точки зрения, эти практики можно рассматривать, как способ контролировать эмоции и, соглашаться с неизбежностью смерти. Техники подчеркивают прямую передачу взглядов между учителем и учеником, мастером и его последователями.
Дзэн в трудные времена придавал смысл жизни воина, готовил его к эмоциональной встрече со смертью, вводил порядок и утешение в мир, полный изнасилований, убийств и огня. Считалось, что спасение исходит не от какого-то далекого бога, а от человека.
В Японии развивали боевые навыки, поставив основной упор на эффективность простой техники и точных движений. Это требовала необходимость военной жизни самураев.
Дхарма Марга
Все привыкли думать, что йога — это неподвижные позы, дыхание и все подобное. Но сможет ли йог, в случае необходимости, постоять за себя? Вспомните о «Позе кузнечика» и знаменитой позе «Стойка на голове», и еще одной позе «Йога мудра».
В школах боевой йоги Дхарма Марга, кроме перевернутых поз, практикуемых в обычной йоге, проходят уроки с использованием подвешенных поз.
Упражнения требуют много усилий, поэтому допускается отдых. Но это не поза Шавасана, а передвижение на руках и ногах по подвесной лестнице. Такая гимнастика позволяет задействовать те мышцы, которые не работали до сих пор. Если руки и ноги работают синхронно, то упражнение выполняется правильно.
Поза кузнечика, Стойка на голове, йога мудра, подвешенные позы являлись начальным уровнем подготовки воинов у древних Ариев, живших примерно 6000 лет назад, и по сегодняшний день не потеряли свою актуальности и используются в современных школах боевых искусств.
Согласно сведениям, полученным от археологов и ученых, арии уже тогда имели совершенную для своего времени цивилизацию. У них была разработанная программа подготовки воинов. До наших дней дошли лишь обрывочные сведения об их боевом искусстве, но и они поражают воображение. Воевали тогда не только кулаками, но и оружием, и сейчас боевой набор йога-воина состоит из:
Изначально воинов учат сражаться без оружия, Основное внимание уделяется отработке различных ударов, сила которых зависит от правильной концентрации усилий. Учат бить из любых положений и под любыми углами с максимальным результатом. В учебные программы входит доскональное освоение базовых положений тела. Именно в это время йоги учатся висеть под потолком. После освоения отдельных поз адепты учатся овладевать движениями. Вершиной в этом йоговском искусстве является свободное перемещение по любой поверхности: с подвесной лестницы на канат и затем на перекладину, сопровождая действия хорошо отработанными ударами.
Затем применяется специальный тренинг Шакти Варт Хана, что в переводе означает наращивание физической мощи. Это комплекс физических упражнений, благодаря которым воспитывались неуязвимые воины древности и проходят подготовку люди, занимающиеся единоборствами.
После того, как йог — воин в совершенстве овладевал своим телом, он переходил на следующий уровень. Теперь его учили владеть оружием. Начинали обучение с тростниковой палки: длинной и короткой, в виде изогнутых мечей и похожей на осиновый кол. Правильно владеть ими йогу приходилось учиться несколько лет. Лишь на следующем этапе в руки давалось настоящее оружие. Вместо длинной палки — копье, а вместо короткой — меч. Вот так проходило обучение и подготовка элитных неуязвимых воинов в древности.
По мнению ученых именно принцип подготовки древних воинов лег в основу боевого искусства йогов Индии. Знания стали основой для Шаоиньских мастеров, в арсенале которых кроме удара, есть броски, а также секретная техника отрывания конечностей. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что йога — сугубо мирное занятие.
Упражнения силовой йоги для мужчин
Всем людям хочется быть здоровыми и сильными, иметь крепкое тренированное тело, выпуклые мускулы и гармоничный вес и пропорции. Кто-то считает, что достичь такого можно только при помощи упорных силовых упражнений со значительными отягощениями, некоторые используют стероиды, а другие предпочитают подвижные виды спорта. Но тяжести плохо влияют на состояние костного скелета и изнашивают сердечно-сосудистую систему, химические препараты медленно, но верно убивают человека, их употребляющего, а излишняя активность не доступна для пожилых людей. На помощь во всех этих ситуациях приходит одно из направлений йоги — силовая, или пауэр йога. В интернете есть множество видео, где подтянутые и энергичные люди выполняют просто немыслимые вещи своими невероятно гибкими и сильными телами, удерживая себя в воздухе буквально одним пальцем.
Сила йоги поможет не только стать сильнее и мощнее, нарастить крепкие мышцы, но и укрепить костно связочный аппарат, не даст закрепоститься суставам и поможет позвоночнику максимально долго сохранять красивую и здоровую осанку. Силовая йога полезна не только для мужчин, но и для женщин. Посильные упражнения способны сформировать в меру атлетичную, но по-прежнему женственную фигуру, ведь пауэр йога не использует никаких дополнительных снарядов, кроме веса собственного тела. С помощью видео достаточно подготовленный человек сможет практиковать этот вид йоги в домашних условиях.
История создания этого вида йоги
Силовая йога была создана в 1995 году американкой Берил Бендер Берч. Многие специалисты считают, что этот вид йоги очень напоминает Аштанга Виньясу. Как бы там ни было, пауэр йога с каждым годом становится все популярнее, набирая поклонников как в США, так и по всему земному шару. Массовое распространение видео по методике Берч способствует привлечение к этому виду практики еще большего числа сторонников и почитателей.
Ее отличительной чертой является непрерывное исполнение нескольких упражнений подряд, соединенных динамической связкой. Все это сопровождается негромкой мелодичной музыкой, помогающей сосредоточенной работе всех групп мышц. Между группами упражнений выполняется динамическая пранаяма, позволяющая быстро восстанавливать силы и регулировать дыхание.
Сила йоги полезна как для мужчин, так и для женщин. Мужчины приобретают мощный мышечный каркас, силу и выносливость, сохраняя при этом пластичность и подвижность суставов. Этим пауэр йога радикально отличается от других способов физических упражнений. При обычном «качании мышц» можно добиться впечатляющих результатов, но человек начинает напоминать малоподвижную гору мышц, а силовая йога сохраняет легкость движений и отличную грациозность вместе с приобретением значительной мускульной силы.
На женщин эти упражнения действуют иначе, чем на мужчин. Для них разработана силовая йога для похудения. Силовые упражнения в связке в сочетании с активным движением быстро сжигают лишние калории, формируя атлетичную, крепкую, но по-прежнему женственную фигуру.
Данный вид занятий потребует неплохой физической подготовки для правильного выполнения всех упражнений, неподготовленному физически человеку и новичку с этой системой сразу не справиться. Для мужчин, привыкшим к физическим нагрузкам, эти занятия будут значительно легче, чем для тех, кто пришел, что называется, «с улицы». Но, если судить по видео, к процессу занятий люди быстро приспосабливаются и после нескольких занятий активно втягиваются в новый курс.
Практика Берил Берч включает в себя несколько этапов для разного уровня подготовки. Существуют записи курсов на видео, позволяющие достаточно опытным и тренированным людям выполнять их самостоятельно.
Боевая йога — идеальна для мужчин
Боевая йога возникла как вид единоборства в среде древних индийских воинов — касте кшатриев. Как и в большинстве других стран, воины были отдельной элитной группировкой, много времени посвящавших тренировкам и подготовке к военным действиям. Мужчин, предназначенных стать воинами, готовили к этому с детства.
Боевая йога была рассчитана на стремительную атаку и жесткое, бескомпромиссное нападение. Если воинам в течение считанных минут не удавалось ошеломить и сломить волю к сопротивлению мужчин из вражеского войска, битву можно было считать проигранной.
К настоящему времени в чистом виде этот вид единоборств не сохранился, но стал частью многочисленных практик. На его принципах основана и сила йоги, предлагающая выполнять все асаны активно и очень динамично, в быстром энергичном темпе, как при атаке врага. Если же рассматривать движения в замедленном режиме на видео, можно заметить, что тело двигается очень гармонично, как в танце.
Римма Корионова и ее книга «Сила йоги»
Римма смогла наглядно продемонстрировать, что йога — это занятие не только для мужчин. Она пришла к практике йоги в зрелом и сознательном возрасте и стала заниматься ей не благодаря моде или из-за любопытства, а по велению души. Отталкиваясь от своего опыта и видео упражнений других мастеров, Римма Корионова сформировала собственную систему для занятий йогой, на основании которой и написала свою книгу.
В ней излагается подробное описание упражнений так, как их понимает сама Римма, с поэтапными фотографиями, позволяющими разобраться в порядке выполнения асан даже совсем неопытным людям. Каждая из асан имеет несколько вариантов выполнения, что поможет подобрать для себя подходящие людям с разными физическими возможностями и опытом.
Но этим не ограничивается весь подаваемый материал. Это не только практическое руководство для занятий йогой, но и бесценный источник сведений об истории практик и религиозных течений Индии, поданных легко и доходчиво. Эта книга — гармоничное сочетание теории и практики, написанная человеком, знающим все это изнутри, много лет практикующим и любящим йогу. Единственное, чего не хватает этой книге — сопровождения авторским видео. Но этот мизерный недостаток с лихвой заменяет изобилие видео, снятых благодарными учениками Корионовой, практикующих по ее книге.
Саму книгу вы можете найти, кликнув по картинке.
Боевая йога – тело в качестве оружия.
История
В нашем привычном понимании йога – это выполнение различных статичных поз (асан) и упражнения на дыхание.
Если мы посетим тренировки по боевой йоге (дхарма марга), то откроем для себя нечто новое и удивительное, что не входит в стандарты общепринятой йоги.
Боевое искусство йогов, считают одним из самых древних боевых искусств.
Некоторые специалисты даже утверждают, что все современные виды единоборств, берут свое начало именно от нее.
Мнение.
Также бытует мнение, что основы техник боя шаолиньских монахов были переняты у арийского боевого искусства, которое завезли в Китай.
Создателями данного вида боевого искусства считаются арии.
Это племена индоевропейцев, которые жили около 6 тысяч лет назад.
Практика.
У них была очень мощная система подготовки профессиональных воинов, которых готовили, в том числе, и для личной охраны правителей.
На первом этапе подготовки бойцов учили искусству рукопашного боя, на кулаках.
Так они в совершенстве отрабатывали удары, учась бить по цели из разных положений.
Важным моментом было правильно сконцентрировать усилие, чтобы удар получился точным и сильным.
Арии разработали специальный комплекс упражнений, благодаря которым максимально повышалась выносливость физического тела.
Также боевая йога была направлена на то, чтобы привести в гармоничное состояние тело, ум и душу.
На втором этапе, в боевой йоге ариев, обучали, как правильно владеть оружием.
Правда на протяжении нескольких лет оружием им служили палки разных форм и длин.
Оружие.
И только после того, как они доказывали, что искусно могут вести бой на палках, лишь только тогда им давали настоящее оружие.
Это могли быть копья, мечи, ножи или палицы.
В настоящее время в боевой йоге, мы можем встретить знакомые асаны:
- йога-мудра,
- поза кузнечика,
- стойка на голове.
Есть здесь и аналоги перевернутых поз, только выполняются они не на полу, а в подвешенном состоянии.
С ног на голову.
Для отработки силы ударов, йоги должны вначале освоить базовые положения тела, а для этого они выполняют статичные упражнения под потолком, например, вися в воздухе и держась на горизонтально подвешенной лестнице только с помощью предплечий.
Также йогу необходимо уметь правильно и быстро двигаться, чтобы в идеале он мог легко перемещаться практически по любой поверхности.
Для этого бойцы быстро перемещаются по горизонтальной веревочной лестнице, которая висит в воздухе, сопровождая все это резкими ударами по вымышленному противнику.
Также в боевой йоге отрабатываются не только удары, но и броски.
На тренировках йоги отжимаются на одной руке с весом 28 кг за спиной и поднимают емкости весом до 700 кг!
Тренировки по боевой йоге в настоящее время, конечно, сильно отличаются от того, как тренировались арии в древности.
Благодаря этому виду борьбы, можно отлично развить свое физическое тело, его выносливость, отточить координацию движений и отработать множество различных видов ударов и бросков.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- Астрономия и Космология (8)
- Аудио+ (10)
- Аюрведа (21)
- Васту и Фэн-шуй (0)
- Видео+ (6)
- Волшебная культура Руси (28)
- ВычислТехника (14)
- Древности (38)
- Единоборства (1)
- Закладки (11)
- ИдеиИннов.Изобрет.. (7)
- Известные личнсти (1)
- Искусств(а) (14)
- Йога (108)
- Концепция Е (9)
- Крылатые слова (5)
- Культура (77)
- Литература (18)
- Мировоззрения (63)
- Мироздание (25)
- Мои сайты, сообщества,блоги (3)
- МоиНаработки (23)
- Музыка (30)
- Музыка этническая (17)
- Наука и техника (26)
- Объявления (2)
- ОткрытаяПереписка (5)
- Памятные заметки (18)
- Планы (1)
- Поэзия (17)
- Праксеология (31)
- Природа (15)
- Работа(в инет) (13)
- Рабочие гипотезы (20)
- Русь-Славяне-Арии-Казаки (28)
- Сиддхи (11)
- Ссылки (6)
- Страны (13)
- Сутры Е (2)
- Тайны (139)
- Теории (28)
- Техники Йоги+ (28)
- Технологии (62)
- Толковый словарь (10)
- Традиции (107)
- Фото+ (4)
- Целительство (48)
- Человек (72)
- Эзотерика (115)
- Этносы (34)
- Языкознание (12)
—Цитатник
Алексей Архиповский — Золушка АЛЕКСЕЙ АРХИПОВСКИЙ Все концерты Алексея Архиповского, .
Откуда берётся пыль Независимо от того, как часто мы убираем дома, всегда и ве.
Владимир Лермонтов — Послания о будущем 2014-2023 гг. Планетарный переход. + ВИДЕО. 18 июля 201.
Пирожки с БАКЛАЖАНАМИ. Хит Сезона. Такой ВКУСНЯТИНЫ Вы еще не ели. Сегодня рецепт приготовлен.
Пирожки с БАКЛАЖАНАМИ. Хит Сезона. Такой ВКУСНЯТИНЫ Вы еще не ели. Сегодня рецепт приготовлен.
—Приложения
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
- ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
—Резюме
EGN GN
—Новости
—Ссылки
—Фотоальбом
—
—Я — фотограф
Красота природы
—Стена
GN_EGN написал 23.09.2009 06:21:36: |
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Боевая Йога. Здесь есть что изучить
Понедельник, 01 Февраля 2010 г. 06:28 + в цитатник
ч1 Школа боевой йоги Дхарма Марга
История этой школы началась с того, что ее основатель Вадим Вязьмин нашел намек там, где остальные видели лишь сказку. И, что самое главное, смог воспользоваться им.
Многие помнят фильм «Непобедимый» Павла Лунгина, вышедший в 1984 году. Главный герой, Андрей Храмов, путешествуя по Кавказу и Средней Азии, собирает разные боевые приемы и строит на их основе уникальную систему самообороны без оружия. Степень ее эффективности подчеркивает финальная сцена, заставившая быстро биться сердца советских мальчишек, не одаренных от природы ни ростом, ни весом. Щуплый Храмов без труда раскидал здоровенных красноармейцев, продемонстрировав их командирам, что сила — это еще не все.
Сюжет построен на реальной истории, прототипом главного героя был создатель самбо Анатолий Харлампиев. С 1968-го по 1979-й, до самой смерти мастера, Вадим Вязьмин был его учеником, причем, как он сам подчеркивает, учеником не в западном, а в восточном смысле.
Как-то Харлампиев поделился своим ощущением, что у всех систем боя есть один-единственный прародитель, и Вязьмин принялся за поиски. Японцы учились у китайцев, те, в свою очередь, преклонялись перед Индией. Боевые искусства находились в советское время под строгим партийным контролем, и в библиотеках книги даже с намеками на эту тему не выдавались. Исключением являлись только тексты на санскрите — во всей стране им владели лишь несколько человек, и власти не видели в них опасности. Причем коллекция была очень обширна, и значительная ее часть была трофейной, с клеймами Третьего рейха: не секрет, что Адольф Гитлер проявлял недюжинный интерес ко всему арийскому и не жалел денег на древние индийские свитки. В общем, с дрянной овцы достался шерсти клок. Годы ушли у Вадима Вязьмина на его распутывание — так и появилась школа боевой йоги Дхарма Марга.
«У йоги есть самые разные аспекты, в том числе и боевые», — объясняет Вадим Вязьмин. В древней Индии ею занимались не только брахманы — каста жрецов, но и каста воинов — кшатрии, уделявшие особое внимание всему, что укрепляет тело. Называлось это Юддха йога (йога битвы), или Дхарма йога (йога чести). «Согласно представлениям ариев, человеческое тело может принять 312 основных позиций. Остальные являются их вариациями. Первым шагом в тренировке как раз и являлось практическое изучение особенностей каждой из позиций и их взаимоотношений друг с другом». Этим же путем идут и в школе Дхарма Марга. Освоив позиции, приступают к движениям. Причем подход сильно отличается от того, что дается в большинстве школ боевых искусств. Там в основном царит минимализм в японском духе: лучше знать на «пятерку» один прием, чем три, но каждый на «тройку». Здесь изучают принципы правильного движения, после чего человек, по идее, может одинаково быстро проводить почти любые удары. Эти же позиции влияют и на физиологию человека — причем, как и асаны в мирной хатха-йоге, весьма благотворно.
Тренировка обычно длится три часа: первые два — занятия в зале с жестким покрытием, в течение последнего часа отрабатываются броски в борцовском зале. Заглядеться можно на все этапы тренировки — спарринги по изяществу можно сравнить с танцем, но особенно эффектно выглядит работа в партере и практика перевернутых поз, на которой учат одинаково комфортно чувствовать себя в любом положении — и лежа спиной на земле, и, скажем, свисая с ветки дерева. Акробатичность многих учеников оценил бы Джеки Чан. Передвигаясь на четвереньках или перекати-полем, зависнув в позе летучей мыши на турнике — из самых невероятных положений они наносят быстрые и отнюдь не декоративные удары. Хотя контакт и кажется полным, травм здесь практически не бывает: контролировать силу удара — еще один из азов практики.
Получилось ли в Дхарме Марге воспроизвести боевое искусство древних ариев, судить сложно, вернее, некому: свидетелей не осталось. Но то, что стиль получился эффективным, — это точно. Как один из аргументов: занимающиеся в школе работники силовых структур не раз применяли Дхарма Марга в бою — и пока все живы. Для большинства школ йоги словосочетание «боевая йога» звучит в лучшем случае как парадокс, в худшем — становится красной тряпкой. На основной аргумент оппонентов, что боевая направленность противоречит ахимсе — принципу непринесения вреда, самому первому в йоге, Вадим Вязьмин отвечает очень достойно: «Представьте, вы идете по улице и видите, как взрослый бьет ребенка. Как в этом случае практиковать ахимсу?»
ч2 Дхарма Марга. Боевая йога. Искусство кшатриев
Война в Индии была делом особого сословия – кшатриев. «Кодекс поведения» кшатрия обязывал его всячески совершенствовать навыки безоружного боя. Данные о боевой системе кшатриев в древности и раннем средневековье достоверны, но бедны.
Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия отличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной – каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один «коронный удар», сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична). После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование «взрывов» и пауз могло длиться долго, «взрыв» тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя.
Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары – больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах. Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били – в ближнем бою наступала также очередь «борьбы ног». Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: «ножные» приёмы должны были облегчить осуществление «ручных». Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке – именно потому, что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном – довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.
Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это – ваджра-мушти (в другой транскрипции – вайра-мукти). «Мушти» означает кулак, но вот для слова «ваджра» находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова «ваджра-мушти» с булавой (тогда оно переводится как «бронированный кулак») или с алмазом («кулак алмазной твёрдости»). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая – пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара. Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий.
Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.
Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана – повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. «Бхимасени» – это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. «Ханумати» построен на хитрых захватах. «Джамбуванти» – это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. «Харасандхи» – это болевые замки и захваты, ломающие конечности.