Йога для инвалидов упражнения
Физкультура и йога для инвалидов и колясочников
Физическая подготовка важна для каждого человека, инвалиды не являются исключением. Для них существуют различные методики по поддержанию здоровья и укреплению мышц. Важно всегда находиться в тонусе. Быть выносливым, сильным человеком. Людям на инвалидных колясках занятия йогой и физкультурой помогают не только в развитии силы, но и в поддержании духа.
Йога для инвалидов
Йога позволяет добиваться гармонии между телом и духом, что для инвалидов является необходимым. Профессиональные тренеры и доктора отмечают пользу практики этого занятия среди колясочников и других людей с ограничениями здоровья. Особенно в случаях, если инвалидность получена в результате травмы. Регулярные занятия позволяют забыть о негативе, добавляют яркие моменты в жизнь, позволяют знакомиться и общаться с людьми, находить спокойствие и обретать силы. Йога предполагает плавные движения, без резких действий и шагов.
Для того, чтобы начать этот комплекс, необходимо поговорить со специалистом. Если он даст положительный ответ, следуйте его рекомендациям, спросите, куда можно обратиться. Самостоятельно заниматься не рекомендуется, выполнение должен оценивать инструктор или тренер.
Физкультура для инвалидов и колясочников
Для поддержания мышц в нормальном состоянии, разработки суставов и увеличения мобильности стоит практиковать физкультуру. Существуют упражнения, которые выполняются сидя в коляске и лежа. Движения такие же медленные и плавные во избежание травм. Длительность выполнения: 10 секунд. Без наблюдения и поддержки занятия физкультурой запрещены. Если упражнения выполняются в комплексе с массажем, эффективность заметно увеличится.
Упражнения
Для запястий и пальцев:
- Лежа сцепите ладони и положите на грудь. Выворачивайте ладони вверх, не расцепляя, и поднимайте наверх. Задание подходит в качестве разминки.
Для плечевых суставов:
- Лежа поднимите руки вверх так, чтобы ладони соприкасались. Прямые руки разводятся по уровню плеч в стороны. Глубоко не опускайте, максимум – до положения, параллельного полу.
- Лягте на живот, сцепите кисти за спиной в замок. Не расцепляя ладони, поднимайте их вверх до предела.
- Одну руку согните за спину, вторую поднимите вверх и согните ее к лопатке. Постарайтесь зацепиться ими друг за друга, повторите упражнение наоборот. Так можно начинать утреннюю зарядку.
- Опускайте плечи максимально вниз, поднимайте вверх к голове. Между этими движениями выполняйте повороты головы вправо-влево.
- В коляске возьмите в кисти гантели. На прямых руках выполняйте подъем гантелей по сторонам, сводя лопатки друг к другу. Начните упражнение с небольшого веса и с малого количества повторов. Укрепляется верхняя часть спины.
- Правую руку заведите за голову. Левую руку направьте в сторону и держите в положении, параллельном земле. Сделайте 3 наклона в сторону отведенной конечности. Повторите упражнение в другую сторону.
- Упражнение выполняется на животе. Упритесь ладонями в поверхность, таз оставляйте неподвижным. Поднимайте корпус руками и опускайте обратно. Выполняйте регулярно, так проходит отек и улучшается кровообращение. Так можно успешно заменить массаж.
- Сложите ладони перед грудью в замок. Таз остается на месте, а тело с головой поворачивается вправо и влево. Амплитуда небольшая, аккуратно выполняйте повороты. Коляска может смещаться, таким образом можно научиться управлять ей.
- В положении лежа выпрямитесь солдатиком, возьмите гантели. Ладони должны быть направлены вверх. Выполняйте сгибания в локте медленно, до конца.
- Сидите, держите кисти с гантелями на бедрах. Одновременно поднимайте согнутые в локтях руки в противоположные стороны, поднимая плечи, и сводите обратно. Гантели не опускайте.
- Держитесь за поручни коляски. Поднимайтесь на них, как на брусьях. Упражнение для новичков сложное, но при регулярных тренировках оно будет получаться все лучше.
- Возьмите эластичный бинт и замотайте его на оба запястья. Поднимите прямые руки наверх, выполняйте разведения их по сторонам. В зависимости от обмотки нужно прикладывать разные усилия. Со временем увеличивайте плотность бинта.
- Выполняйте круговое движение головой сначала по часовой стрелке, затем против нее. Дольше одной минуты упражнение не выполняется. Постепенно увеличивайте амплитуду. Это задание подходит для зарядки.
- Бинт заведите за спинку коляски, крепко держите его двумя руками, разведя их по сторонам. Тяните его вперед, чтобы кулаки коснулись друг друга. Плотность бинта регулируется. Необходимое упражнение для колясочников, так как лучше всего развивает грудные мышцы.
- Лежа возьмите в ладони легкие гантели. Локти направьте в стороны, поднимайте грузы ровно вверх. Изначально гантели находятся на груди, одна является продолжением другой. При подъеме вверх кисти поворачивайте так, чтобы гантели были параллельны, а ладони смотрели друг на друга.
Заключение
Люди с недееспособностью, лишним весом, хроническими болезнями дыхания, суставов думают, что ведение здорового образа жизни для них недоступно. Но доказано, что людям со многими болезнями тренировки не противопоказаны и даже желательны. Такие занятия полезны не только физически, но и духовно. Возможностей выполнять упражнения больше у тех людей, которые раньше занимались спортом или физкультурой. Упражнения для инвалидов колясочников имеют ряд особенностей, но аналогичны обычным.
Чем полезна йога для пожилых и пенсионеров
У пожилых людей часто возникает ощущение беспомощности, упадка душевных сил, обреченности перед неумолимо надвигающейся старостью. Однако иногда можно встретить бодрых и подтянутых бабушек и дедушек, возраст которых перевалил уже далеко за 70. Йога для пожилых людей помогает им тренировать свое тело и душу. Они следуют древней восточной мудрости׃ «молодость – означает гибкость тела и мысли».
Сегодня йога практика многим пожилым людям позволяет восстановить силы, вдохнуть энергию и молодость в тело. И вовсе не важно, сколько человеку лет, начать можно в любом возрасте!
Особенности занятий
Людям, решившим в пожилом возрасте заняться йогой, нужно тщательно подходить к выбору опытного инструктора. Тренер обязательно должен учитывать особенности занятий йогой с людьми, которым уже далеко за 50.
В этом возрасте у многих суставы и позвоночник потеряли свою подвижность, имеются сосудисто-сердечные заболевания, гипертония. Нужно также понимать, что некоторые позы йоги не совместимы с варикозным расширением вен, серьезными хроническими заболеваниями, высоким кровяным давлением.
Отличительная особенность занятий йогой в пожилом возрасте – тщательный подбор упражнений. Также упор делается на дыхательную гимнастику, способствующую насыщению кислородом тканей тела и релаксацию, помогающую обрести душевное равновесие.
Групповые занятия, общение со сверстниками помогают пожилым людям настроиться на позитивный настрой и подготовиться к новому периоду в своей жизни.
Польза
Пожилые люди, которые занимаются йогой, укрепляют свое здоровье, формируют в себе выносливость и постепенно учатся заново управлять своими эмоциями и телом.
В этом возрасте обычно уже имеются какие-либо хронические заболевания, которые формируют негативное отношение к своему стареющему телу. Однако возраст это не приговор. Если правильно подобрать позы йоги, они будут носить терапевтический эффект не только для тела, но и для души.
Какая польза от занятий йогой после 50:
уменьшает боли в суставах;
возвращает правильную осанку и гибкость телу;
насыщает мозг, тело и кровь кислородом;
помогает нормализовать артериальное давление;
возвращает душе молодость и помогает заново открыть для себя этот чудесный мир.
Занятия йогой способны не только вернуть эластичность мышцам и подвижность суставам, но также вернуть бодрость духа и очистить разум от мыслей о безрадостной старости.
Асаны должны подбираться с учетом возрастных изменений в телах пожилых людей. Некоторые упражнения выполнять после 50 противопоказано.
Противопоказания
Йога для пенсионеров после 50-60 лет помогает восстановить энергию, укрепить свое тело, улучшить здоровье и возвратить молодость своей душе. Однако нужно внимательно относиться к серьезным проблемам со здоровьем, которые возникают в преклонном возрасте. Одна из них чрезмерная хрупкость костей, которая называется остеопороз.
Следует осторожно приступать к занятиям людям с проблемами позвоночника, особенно если имеется межпозвоночная грыжа или остеохондроз. Неправильно подобранные упражнения, в этом случае могут привести к ущемлению нерва или гипертоническому кризу.
Что еще может являться противопоказаниями для занятий йогой в пожилом возрасте׃
заболевания сердечно-сосудистой системы;
проблемы с давлением;
варикозное расширение вен;
травмы опорно-двигательного аппарата;
некоторые расстройства нервной системы;
пониженная свертываемость крови;
проблемы с коленными суставами;
некоторые хронические заболевания.
В пожилом возрасте нельзя выполнять:
стойку на голове;
стоять на лопатках;
выполнять упражнения на сильные скручивания;
давать нагрузку на коленные суставы.
Опытный тренер должен учитывать возрастные изменения, начинающие происходить с телом каждого человека после 50.
Рекомендованные позы
Упражнения для пожилых людей должны подбираться в индивидуальном порядке. Приведем пример некоторых осанн, которые можно рекомендовать людям в возрасте 50-60 лет для занятий йогой.
В индивидуальную программу можно включить׃
Тадасана – учит стоять без малейших физических и душевных колебаний;
Шавасана – помогает концентрировать внимание на дыхании;
Врикшасана – приводит к физическому и душевному равновесию;
Халасана – растягивает верхние отделы позвоночника и шеи, улучшает работу сердца, стимулирует умственную деятельность;
Триконасана – развивает в теле гибкость, повышает энергетические силы и выносливость;
Пашчимоттанасана – снимает напряжение в теле, помогает расслабиться, растягивает мышцы в области бедер, ягодиц и спины.
Это только часть упражнений, которые помогают сохранить прекрасное самочувствие и укрепить тело. Нужно помнить, что подбирать упражнения для тех, кто только недавно начал знакомиться с йогой должен опытный профессиональный тренер.
Видео
Видео взято из открытого источника с сайта YouTube на канале Артур Паталах
Йога для детей с особыми потребностями
В последние десятилетия практики йоги плавно становятся для многих взрослых (а порой и детей) естественной частью жизни. Йогой занимаются для расслабления, улучшения самочувствия, воспринимают ее как физическую активность или особую философию. Плюсы занятий для здоровых людей очевидны, а как влияет йога на детей с особыми потребностями, чье психическое, интеллектуальное или физическое развитие значительно отличается от нормы?
Что такое йога для особых детей?
«Особых потребностей» насчитывают множество, они могут быть связаны с физическими нарушениями (ДЦП, заболевания опорно-двигательного аппарата, ограниченные возможности здоровья) и спецификой умственного и психического развития (задержка психического, речевого развития, общее недоразвитие речи, ранний детский аутизм, синдром Дауна, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без). Особенностей и нарушений развития множество, малыши и подростки с подобными диагнозами часто не укладываются в рамки описаний и симптомов. Важно одно: все они — дети, и, как обычные дети и взрослые, отличаются характером, личностными особенностями, привычками, симпатиями и антипатиями. Вот только живут с ограничениями. Что может дать им йога?
В целом то же, что и йога для не особых детей и «обычных» взрослых: способ понять, прочувствовать свое тело, научиться помогать ему (и себе) жить радостно. В научных терминах это может быть названо развивающей или коррекционно-развивающей программой реабилитации, включающей элементы обучения и воспитания.
При серьезных занятиях и дети, и взрослые могут проникаться философией йоги, а могут использовать ее в качестве лечебно-профилактической физкультуры, благотворно влияющей на психику. Самостоятельное снятие мышечных зажимов, постановка правильного дыхания, техники расслабления — на этом основан базовый курс. И особым детям он особенно нужен.
Специфика занятий йогой для детей с особыми потребностями
Есть два главных фактора, которые учитывают практики йоги и о которых порой забывает классическая медицинская программа реабилитации:
- На первом месте — ребенок. С синдромом Дауна, с аутизмом, с ДЦП, СДВГ, ЗПР, с любым диагнозом ребенок остается ребенком, все остальное — его индивидуальные особенности. И при составлении или адаптации программы учитывается именно детское отношение и восприятие в первую очередь. Во вторую — специфика симптомов, зависящих от диагноза;
- Второй фактор: работа на позитиве. Если реабилитация или развитие проходят через боль, они, помимо пользы (если она есть) приносят и вред, негативно влияют на одну часть тела или психики, исцеляя другую. Подобный подход противоречит принципам практики йоги, все занятия, упражнения адаптируются с учетом не только возрастных и типологических различий детей, но и конкретного ребенка. Форсирование процесса терапии недопустимо, если ребенок испытывает дискомфорт во время упражнения или занятия.
Как меняются дети во время занятий и что происходит с родителями?
Каждый ребенок — индивидуален. Особенно яркая индивидуальность присуща особым детям, и процесс изменений также будет особенным для каждого. Цель процесса: осознание ребенком (и любым человеком) психической составляющей своей личности, глубинной сущности, своего Я, способного влиять как на ум, так и на тело. А «побочные эффекты» в виде оздоровления организма, умения управлять своими эмоциями, концентрировать внимание и расслабляться приходят в процессе.
Мария Скулкина, сертифицированный преподаватель йоги для детей, больных ДЦП, аутизмом
Дети с некоторыми особенностями в опорно-двигательном аппарате после регулярных занятий лучше справляются со своим телом, кто-то начинает «держать» спину, кто-то — выпрямлять колени, кто-то начинал говорит звуки, которых раньше не наблюдалось. Но я совсем не присваиваю эти достижения детей ни себе, ни йоге. Каждый из нас идет по жизни, решает свои задачи и получает свои уроки. И поэтому я воспринимаю учеников и встречу с ними, как то, что должно случиться: значит, сейчас пришло время получить нам взаимный урок. Некоторые дети надолго остаются в группах, другие — совсем на чуть-чуть. Кто-то благодаря занятиям исправляет осанку, кто-то — умение радоваться мелочам, у кого-то получается улучшить зрение. Но это все заслуга детей! Для меня же каждый день — как результат.
Что могу точно сказать: дети очень любят детскую йогу! Не так давно на занятии с детьми разных возрастных групп был яркий пример. В конце занятия мы обычно поем мантры, взявшись за руки. После этого мы благодарим друг друга и заканчиваем занятие. И маленький Платон после каждой мантры повторял: «Еще, еще!» и никак не хотел заканчивать занятие. Дети очень чувствительны к музыке, радости, и когда они это испытывают, то совсем не хотят терять такое волшебное ощущение.
Есть родители, ждущие определенных сроков, достижения конкретного результата к конкретному дню. И, если результата нет или он относится к другой области, они бросают занятия, пытаясь найти иной способ реабилитации. Однако, как говорят преподаватели йоги, посадив зернышко в землю, раскапывать ежедневно ямку, проверяя наличие ростка, нет никакого смысла. Намного полезнее ухаживать за ним, поливать, удобрять. И тогда, через неделю, месяц или год оно прорастет, потому что забота всегда приносит свои плоды.
Так и в йоге — каждый шаг приближает к цели, становится базой для нового рывка, и нет неважных результатов. Поэтому ожидать немедленного прогресса от любой терапии невозможно. Хотя это не означает, что таких результатов не может быть.
Виктория Занкина, специализированный детский преподаватель йоги по методу YogaKids®
Родителям важно понимать четко, что можно ждать от нашей практики.
При условии регулярных занятий прогресс в развитии ребёнка будет обязательно, но предсказать, что именно произойдет в каждом конкретном случае, мы не можем. Самое очевидное — это улучшение переваривания пищи, сна, координации движений, речи, внимательности. Если ребёнок не ходит (при некоторых формах детского церебрального паралича, мышечных дистрофиях, последствиях травм и т. д.) — улучшение симметрии тела, углубление дыхания, в некоторых случаях облегчение эпилептических приступов (хотя при эпилепсии противопоказаны некоторые практики, но не йога в целом). Йога полезна детям в любом состоянии при условии занятий с преподавателем, понимающим это состояние и обладающим глубокими знаниями об эффектах разных практик йоги.
Дети, лишенные возможности ходить вследствие заболеваний или травм, находятся постоянно в сидячем или полулежачем состоянии. При этом положении нарушается осанка, мышцы спины, ног слабеют, начинается мышечная дистрофия. Вследствие дистрофии и искривления позвоночника происходит смещение внутренних органов, вызывающих проблемы в пищеварительной и дыхательной системах. Занятия йогой помогают улучшить кровообращение, восстановить циркуляцию крови, облегчить дыхание и привести в норму пищеварительный процесс.
Мария Скулкина
Йога открывает детям новый мир позитива, положительных эмоций. Соприкоснувшись с этим миром, дети не только замечают изменения в своем теле, но и становятся сильными, смелыми, творческими, мудрыми, гибкими и жизнерадостными! Внутреннее состояние и взрослых, и детей, базовая форма самовыражения — это эмоции. Поэтому возможность получать положительное подкрепление, позитивные эмоции — основа психического и телесного здоровья как для обычных детей, так и для ребенка с особыми потребностями.
Кроме интересных занятий и позитивных эмоций дети учатся управлять своим телом, корректировать осанку, развивают гибкость и силу. В Московском научно-практическом центре реабилитационных технологий я использовала в работе как элементы йоги, так и тайского массажа для программ групповых и индивидуальных занятиях с особыми детьми.
Когда ребенок учится управлять собой через асаны, развивающие гибкость, ловкость, баланс, силу и творчество, он приходит к гармонии с собой и миром. На этом фоне все коррекционные и реабилитационные процессы протекают быстрее и без какого-либо насилия.
Что еще дает йога особым детям? Через медитативные техники они учатся концентрации, расслаблению, умению прислушаться к себе. Дыхательные упражнения помогают развивать легкие и осваивать техники для повышения внимания или снятия дискомфорта и стресса. И, конечно, добавляют элемент игры, то, чего не хватает в стремительной жизни всем детям, а ведь это базис для развития и чистый источник радости для всех детей.
Марсель Собжак, тренер по легкой атлетике и спортивной ходьбе
В моей работе спортивным тренером с особыми детьми не было слова «йога», однако активно использовались практики на ее основе. При этом я разделял и адаптировал их для детей с ментальными, физическими, социальными особыми потребностями, а также подразделял на врожденные и приобретенные.
Для своей дочери, которая в три года пострадала в аварии (значительно повлиявшей как на тело, так и на умственное и психическое развитие), я практиковал техники стретчинга, помогающие растяжке. Чем больше гибкости развивалось, тем меньше стрессовых зон, проблемных мест с замедленным развитием оставалось в теле, тем быстрее проходило восстановление.
Стандартные технологии, используемые в медицинских организациях, требовали длительного периода фиксации до полного выздоровления. Мы использовали другой метод: после заживления ран были начаты занятия по «исправлению» травмированных мест. При этом методы йоги позволяли проводить это без насилия, боли, в процессе игры. Мы называли их «упражнения с улыбкой», проводя параллели с басней про осла и морковку на веревочке. Вместо проведения упражнения на конкретную группу мышц, например, я держал яблоко выше роста ребенка или подвешивал сладость на нитке, заставляя тянуться или подпрыгивать. С детьми постарше вместо еды вводилась система баллов и бонусов за каждое достижение цели, мишени, времени, проведенного в нужной позе.
Позитив — важнейшая часть работы с детьми, и чем «особеннее» ребенок, тем более важны позитивные эмоции и подкрепления в процессе. Как от ребенка, так и от взрослого, причем искренние эмоции. Тренеру необходимо излучать позитив. Здесь можно отметить детей с синдромом Дауна: у них настолько развита эмпатия, что скрытый негатив, горе, тревога взрослого для них буквально токсичны. Это означает постоянную работу над собой для инструктора.
Йогические техники помогают вернуть стабильную работу всем жизненно важным системам тела, найти баланс в себе, используя специфические движения, которые снижают стресс или болевые ощущения. При этом йога работает не только на проблемные зоны, но и на все тело. Невозможно полностью вылечить только плоскостопие, к примеру, не вовлекая в процесс бедра, позвоночник, плечи, шею. А классическая медицина сосредотачивается на конкретной зоне, оставляя работу над остальными другому специалисту или самому пациенту.
Йога для детей с ограниченными возможностями
Консультационно-методический центр «Развитие»
Йога для детей с ограниченными возможностями.
Йога – это древнее учение, созданное для очищения, оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, способствует отличному функционированию всех органов и систем организма, повышает тонус, улучшает пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. Это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования.
Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.
Детская йога – это не очередное модное веяние. О благотворном воздействии йоги на организм ребенка говорят многие врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом. Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста.
Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста. До сих пор специалисты не пришли к единому мнению о том, в каком возрасте следует начинать заниматься йогой. Некоторые советуют приступать к упражнениям не ранее 11-12 лет, другие утверждают, что йога полезна даже малышам в возрасте от трех лет. Дело в том, что йога представляет собой многоуровневую систему, включающую такие высшие элементы как медитация, пранаяма (контроль дыхания), бандхи и шаткрия (шесть крий), которые входят в противоречие с природой детского сознания, а поэтому не должны входить в рамки занятий. Если теория йоги может быть интересна и познавательна для детей старшего возраста, то для детей младшего школьного возраста основы этих знаний могут преподаваться только в самой облегченной форме.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.
Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому она особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.
Детям в подростковом возрасте свойственно активное развитие на фоне общей неуравновешенности, поэтому на данном этапе йога поможет им преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и душевное равновесие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и концентрации, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму и одновременно повысить самооценку и справиться со стрессами повседневной жизни.
Занятия йогой с детьми — это увлекательно-познавательный мир практики йоги. У ребенка появляется возможность почувствовать свою многогранность, естественность, пробуждается способность учиться, полностью реализуя свои природные таланты. Йога помогает открыть творческие способности, развивает сознание и внимательность через движение тела и звука, ролевые и психологические игры снимают напряжение в общении со сверстниками, некоторые игры помогают преодолеть детский эгоизм и гиперактивность. Многие дети просто не могут усидеть на одном месте, не могут сосредоточиться на выполнении домашнего задания или запомнить то, что от них требуется. Йога для детей не только развивает их физически, но и способствует концентрации внимания, а также выходу гиперактивности. Многие родители замечают, что после занятий йогой их дети становятся более дисциплинированными и внимательными. Детская йога помогает телу очиститься, а позитивным мыслям ещё больше укрепиться внутри детского сознания. Детская непосредственность и жизнерадостность остается с человеком, занимающимся йогой, навсегда. Малыш сам поймет: нужны ли ему эти занятия, не нужно уговаривать, заставлять или принуждать. Каждый человек вправе сам выбирать свою дорогу, и если ребенок увидит в йоге то, что ему нужно он будет с ней, что бы ни случилось.
Начинается урок с настройки на практику и раскрепощения ребенка через игру, затем дети узнают, что такое йога, для чего она нужна? После разминки или суставной гимнастики дети играют в асаны (представляют на что похожа асана, какое состояние они ощущают, думают, что работает в теле, а что нужно расслабить, учатся управлять своим телом, своим состоянием). В занятия включены также динамические игры на скорость и сноровку, комплекс асан на баланс, асаны на формирование мышц спины, осанки, мышц ручек и ножек. Даются асаны, развивающие гибкость, пранаямы со звуками, формирующие устойчивую психику. А также множество творческих заданий, например, нарисовать, что каждый видел в шавасане (поза расслабления) или придумать маленькую сказку и продемонстрировать ее через йогу.
В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.
Целебная сила и знания, которые несет в себе йога, могут чудесным образом сказаться на качестве жизни детей с особыми потребностями. Будь то дети с задержками умственного развития, заболеваниями нервной системы, ограниченной подвижностью или даже онкологическими заболеваниями, в большинстве случаев они прекрасно воспринимают занятия по йоге. Поскольку эти дети довольно много времени проводят, общаясь с врачами и другими специалистами, необходимо сделать их занятия похожими на игру, приносящую ребенку радость. Йога – это способ начать и развивать процесс, который по своей сути уже является интенсивной терапией, но при этом исключает волнение и напряжение от ожидания конкретных результатов. Даже если тело ребенка не в состоянии входить в позы самостоятельно, ему можно физически помочь принять соответствующие положения. В любом случае, мозг будет получать новые сигналы, а значит, выработка нейронных соединений будет активизироваться.